Протоархив. Связи. Нежность. Сидур 1924 | 2024
МУЗЕЙ ВАДИМА СИДУРА
О ВЫСТАВКЕ
Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют выставку «ПРОТОАРХИВ. СВЯЗИ. НЕЖНОСТЬ» – третий проект в тетралогии событий, приуроченных к столетию со дня рождения Вадима Сидура и посвященных изучению его наследия в ракурсе персонального мифа. Новая экспозиция рассмотрит понятие «связи» как формулу творчества Сидура и важнейший социальный элемент внутри позднесоветской неофициальной культурной жизни.
Выставка предлагает посмотреть на творчество Вадима Сидура как на художественное воплощение взаимоотношений автора со своим ближайшим окружением. Еще при жизни скульптора его Подвал – знаменитая мастерская на улице Чудовка в Москве – стал одним из центров неофициальной культуры, местом встречи и общения для представителей передовой гуманитарной и естественнонаучной мысли. Среди посетителей мастерской были физик Илья Гинзбург, писатели и поэты Генрих Бёлль, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Генрих Сапгир, Эдуард Лимонов и многие другие.
Нередко участники круга Сидура – семья, друзья, ученики и гости Подвала – становились персонажами и находили образное отражение в автомифе художника. В этих случаях скульптуры, надгробные памятники и литературные произведения, пронизаны особыми частными переживаниями и демонстрируют место сострадания, нежности и любви среди трагедии и человеческой боли.
О ХУДОЖНИКЕ
Вадим Сидур (1924 – 1986) – яркий представитель советского неофициального искусства второй половины ХХ века. Его биография демонстрирует историю человека, прошедшего через лишения 30-х годов, эвакуацию, опыт тяжелого ранения, полученного в результате участия в Великой Отечественной войне, а впоследствии – неприятие со стороны представителей официальной культуры. Человека, который благодаря преданности выбранному пути, сумел отыскать наиболее точный язык для выражения невыразимого и занять уникальное место в истории послевоенного искусства.
Художественное наследие Вадима Сидура многообразно и включает в себя более пятисот скульптур и около тысячи графических листов; экспериментальный кинофильм «Памятник современному состоянию», созданный им в 1974 году; опубликованный посмертно сборник стихов «Самая счастливая осень» и автобиографический роман «МИФ. Памятник современному состоянию», над которым автор работал многие годы, собирая воспоминания, наблюдения и повседневные зарисовки. Скульптуры Вадима Сидура в монументальном размере установлены не только в России, но и в ряде городов Германии и в США.
О МУЗЕЕ ВАДИМА СИДУРА
Музей Вадима Сидура в 2018 году вошел в состав Московского музея современного искусства, и сегодня стал не только местом хранения и репрезентации наследия художника, но и пространством для обсуждения и реализации актуальной культурной повестки.
В собрании музея находятся более 1000 скульптур и графических произведений Вадима Сидура, а также многочисленные архивные материалы. Музей динамично работает с коллекцией, демонстрируя новые подходы к экспонированию произведений.
В фондах библиотеки музея собраны российские и зарубежные издания о Вадиме Сидуре, каталоги выставок, научно-исследовательские сборники, художественная литература с иллюстрациями Сидура, серия поэтических сборников «Вечера в Музее Сидура», а также литература о теории современной культуры и искусства.
Информационный партнер
Изображения:
Вадим Сидур в Алабино, 1982. Фото Юрий Геннис. Архив музея Вадима Сидура
Вадим Сидур и Юлия Нельская-Сидур, Алабино, 1970-е. Фото Юрий Геннис. Архив музея Вадима Сидура
Вадим Сидур у надгробия Лилии Тумаркиной. Архив музея Вадима Сидура
Вадим Сидур у работы «Связи. Нежность», 1960-е. Фото Эдуард Гладков. Архив музея Вадима Сидура
Виталий Гинзбург и Вадим Сидур в мастерской, 1970-е. Фото Эдуард Гладков. Архив музея Вадима Сидура
Памятник родителям, 1980. Фото Эдуард Гладков. Архив музея Вадима Сидура
Вадим Сидур и Эдуард Лимонов, 1969. Фото Эдуард Гладков. Архив музея Вадима Сидура