Музей-мастерская Налбандяна

Для слабовидящих и незрячих людей
Для глухих и слабослышащих людей
Возрастные ограничения 0+

О ВЫСТАВКЕ

Музей-мастерская Налбандяна основан решением Правительства Москвы в 1992 году: коллекция художника, переданная им в дар городу, стала основой экспозиции. Расположенный на месте студии Налбандяна в доме № 8/2 на Тверской улице, сегодня музей с точностью воссоздает пространство жизни и творчества художника советского времени.

В собрании музея-мастерской более 1500 работ художника: живописные произведения — пейзажи, натюрморты, портреты и жанровые картины, созданные автором на разных этапах творческого пути, а также материалы из домашнего архива, фотографии, книги, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

В квартиру в доме 8/2 на Тверской (тогда улице Горького) Дмитрий Налбандян переехал в 1956 году. В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958 году здесь был открыт книжный магазин № 100 Торгового дома книги «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам — Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву и Дмитрию Налбандяну.

Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, в 1931 году Налбандян приезжает в Москву: работает карикатуристом в журнале «Крокодил», мультипликатором на киностудии «Мосфильм» и плакатистом в издательстве «Изогиз». В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу художника, — в Кремле он встречается с Серго Орджоникидзе, другом своего отца Аркадия Налбандяна, убитого меньшевиками в Грузии. Орджоникидзе знакомит Налбандяна с Сергеем Кировым и вводит в круг партийной элиты. Вскоре Налбандян пишет свое первое большое полотно «Речь С.М.Кирова на XVII съезде ВКП(б)» — картина выставляется в Государственном музее изобразительных искусств, публикуется в газетах «Правда» и «Известия», тиражируется в репродукциях. Налбандян становится членом Московского союза советских художников и членом Академии художеств, получает Сталинскую премию за портрет Сталина и Ленинскую — за образы ленинианы.

Для советского зрителя Налбандян был «первой кистью» Политбюро, классиком социалистического реализма, портретистом-хроникером эпохи, автором придуманных и срежиссированных картин: «Владимир Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году», «В.И. Ленин и А.М. Горький среди рыбаков на острове Капри. 1908 год», «Вернатун (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры», знакомых многим по репродукциям в журнале «Огонёк». Пейзажи и натюрморты Налбандяна известны гораздо меньше, хотя именно они говорят о нем как об «импрессионисте коровинского толка», способном передать настроение быстрой и легкой кистью. Налбандяна-графика знают ещё меньше. Его рисунки — галерея первых лиц политики и искусства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко, но также и Сарьян, Рерих, Ван Клиберн, Катаев, Леонов — за понятным исключением делались с натуры и сегодня представляют удивительные документы времени.

Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.