Борис Мессерер. Калейдоскоп времени
ГОГОЛЕВСКИЙ 10/1
О ВЫСТАВКЕ
Московский музей современного искусства открывает масштабную персональную выставку Бориса Асафовича Мессерера — сценографа, живописца, графика, уже около 70 лет синтезирующего свои художественные поиски и индивидуальный стиль в самых разнообразных жанрах — от сценографии до книжной иллюстрации. В экспозицию войдет более 150 работ, демонстрирующих многообразие творческих методов мастера и охватывающих период с конца 1950-х по 2020-е гг.: макеты оформления театральных постановок, инсталляции, акварели, офорты, живопись, ранние образцы которой станут ключевой составляющей выставки.
Творческая многогранность Бориса Мессерера была предопределена семьей и ее кругом: его отец — артист балета, балетмейстер Асаф Мессерер, мать Анель Судакевич — актриса немого кино, художница по костюмам, двоюродная сестра — балерина Майя Плисецкая. Среди тех, кто окружал с детства будущего художника, были люди театра, балета, кино. Поле синтеза искусств не могло не оказать влияния на формирование личности и видение художника, его способ отображения реальности и ее художественной «сборки».
Название выставки «Калейдоскоп времени» отражает как характер, так и суть представленных работ мастера. Живопись, сценография, офорты выполнены всегда в сложном цветовом решении, а абстракции неизменно полихромны: сама их форма напоминает цветные стекла внутри калейдоскопа, складывающиеся в динамичные фигуры; профили и очертания в натюрмортах наслаиваются, двоятся, образуя ритмы и эхо. Произведения, задействованные в проекте, вместе образуют тот горизонт творчества, который позволяет увидеть многообразность, вариативность и развитие тех или иных пластических и формообразующих черт в многолетней ретроспективе, а на примере новых работ, созданных Борисом Асафовичем, подтвердить верность автора своему художественному языку. Наконец, в работах запечатлено время и его дух от десятилетия к десятилетию – будь то портреты современников 1960-х, или уклад мастерской, ставшей неформальным культурным центром в 1970-е, или поздние поэтические акварельные пейзажи 2000-2010-х с видами Тарусы, с которой автор так крепко связан вот уже десятилетия. Выставка станет калейдоскопом, который соберет в одном пространстве большой путь художника и откроет широкому зрителю малоизвестные, самые далекие от дня сегодняшнего, но чрезвычайно яркие и значимые годы его творческого пути.
Центр экспозиции — ранние работы автора конца 1950-х–1960-х гг., период смелых новаторских поисков на опасном в то время поле неофициального нонконформистского искусства. Основные сюжеты этих холстов – натюрморты с простыми бытовыми предметами, портреты друзей и близких, скромные интерьеры, пейзажи. Особая выразительность этих образов достигается свободой художественных приемов, минимализмом и лаконичностью изобразительного языка. Совсем в ином духе созданы масштабные абстрактные композиции следующего раздела выставки, призванного погрузить зрителя в «калейдоскопический» зал цвета, формы и времени: самые ранние абстракции были выполнены мастером в 1960 году, а самые поздние — в 2020. В этом же пространстве будут экспонироваться крупные инсталляции-аллегории автора из собрания ММОМА.
Важнейшая часть творческого пути Бориса Мессерера связана с театром. Макеты декораций и холсты со сценами из постановок будут собраны в едином пространстве, образуя своеобразный синтез из избранных театральных работ, неизменно пронизанных авторской линией. Посетитель окажется в зале-сокровищнице, которая хранит символы сцены, танца, музыки и образы мировой и русской культуры, с которыми вступал в диалог художник. Тема балета, неразрывно связанная с биографией и творчеством Бориса Асафовича, находит отражение в крупноформатной серии с изображением балерин, выполненной в манере, словно транслирующей само понятие пластики, грации, тихо и изящно хранящих потенциал художественного движения. Дополняют выставку архивные фотографии и специально созданный фильм-интервью, записанный в знаменитой мастерской Бориса Мессерера на Поварской улице. В нем Борис Асафович делится воспоминаниями о своем творческом пути и комментариями к представленным на выставке работам.
В проекте будут задействованы произведения из личной коллекции художника, собрания Московского музея современного искусства, а также других музеев – Государственной Третьяковской галереи, Российского национального музея музыки и других.
О художнике
Борис Асафович Мессерер родился в Москве 15 марта 1933 года. Юные годы художника проходили не только в Москве, но и в Поленове и Тарусе – их художник считает своей малой родиной и сохраняет любовь к этому дорогому для него и одухотворенному пространству всю жизнь.
В 1956 году Борис Асафович окончил Архитектурный институт, одновременно с обучением посещал мастерскую А.В. Фонвизина, где осваивал акварельную технику. Важным этапом его творческой карьеры стала работа над панно «Москва» для советского павильона Всемирной промышленной выставки в Брюсселе. В 1960 году оформил свой первый спектакль — «Третье желание» по В. Блажеку в театре «Современник». В 1963 году — дебютировал как сценограф Большого театра, оформив балет «Подпоручик Киже» на музыку Сергея Прокофьева. Активно сотрудничал с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных поколений, с 1990 до 1997 гг. — главный художник МХАТа имени А.П. Чехова. Борис Мессерер много работал в области книжной графики, сотрудничал с издательствами («Искусство», «Советский писатель», «ВТО», «Политиздат», «Советская музыка»), оформлял самиздатовский альманах «Метрополь». Борис Мессерер — академик и член президиума Российской академии художеств, обладатель Серебряной и Золотой медалей РАХ и ордена «За служение искусству» (2013). Живет и работает в Москве.
Генеральный партнер
Генеральный информационный партнер
Информационные партнеры
Изображения:
1. Борис Мессерер «Натюрморт с жареной рыбой». 1966. Предоставлено пресс-службой ММОМА
2. Борис Мессерер «Старая бабушка (Бёхово)». 1955. Предоставлено пресс-службой ММОМА
3. Борис Мессерер «Абстрактная композиция». 1969. Предоставлено пресс-службой ММОМА
4. Борис Мессерер «Твердоземное море.Эскиз декорации к балету Б.А. Александрова "Левша"». 1976. Предоставлено пресс-службой ММОМА
5. Борис Мессерер «Портрет Беллы Ахмадулиной. (красный портрет Беллы)». 1974 - 1980. Предоставлено пресс-службой ММОМА
6. Борис Мессерер «Натюрморт с белыми предметами. Бёхово». 1958. Предоставлено пресс-службой ММОМА
7. Борис Мессерер «Таруса. Колокольня собора С. Петра и С. Павла». 2007. Предоставлено пресс-службой ММОМА