Время цветенья
МУЗЕЙ ВАДИМА СИДУРА
О ВЫСТАВКЕ
Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют проект «ВРЕМЯ ЦВЕТЕНЬЯ» – первый в серии временных выставок этого года, сквозной темой которого станет метафорический образ цветущего сада как потерянного и обретенного рая. Экспозиция объединит скульптуры и графику Вадима Сидура различных периодов его творчества и художественные работы из коллекции Московского музея современного искусства.
Резкая контрастность тем, переплетение полярных мотивов общечеловеческой катастрофы и высшей степени жизнелюбия лежат в основе работ Вадима Сидура, чье творчество было во многом определено трагическим опытом участия в войне и одновременно восхищением наиболее яркими проявлениями жизни.
Метафорой пересечения этих противоположностей на выставке станет двойственный образ цветущего райского сада как места изобилия и наслаждения, но в то же время – изгнания и потери. Для Сидура таким местом был дом его родителей в подмосковном Алабино – его убежище и творческая лаборатория, где в теплое время года создавались многие из работ художника, а также был написан поэтический цикл «Самая счастливая осень», и откуда по окончании сезона он неизбежно возвращался в свой Подвал – мастерскую на улице Чудовка. Материалы экспонируемых на выставке скульптур Вадима Сидура – «неживой» металл и «живое» дерево – подчеркивают двойственную природу образов, созданных автором.
Представленные в экспозиции произведения из коллекции Московского музея современного искусства, вступая в диалог с работами Вадима Сидура, выступают своеобразным смысловым резонатором, проясняющим тему цветущего сада во всей ее противоречивой полноте, становясь ключом к пониманию того, как наследие скульптора продолжает жить и трансформироваться в современном контексте.
О ХУДОЖНИКЕ
Вадим Сидур (1924 – 1986) – яркий представитель советского неофициального искусства второй половины ХХ века. Его биография демонстрирует историю человека, прошедшего через лишения 30-х годов, эвакуацию, опыт тяжелого ранения, полученного в результате участия в Великой Отечественной войне, а впоследствии – неприятие со стороны представителей официальной культуры. Человека, который благодаря преданности выбранному пути, сумел отыскать наиболее точный язык для выражения невыразимого и занять уникальное место в истории послевоенного искусства.
Художественное наследие Вадима Сидура многообразно и включает в себя более пятисот скульптур и около тысячи графических листов; экспериментальный кинофильм «Памятник современному состоянию», созданный им в 1974 году; опубликованный посмертно сборник стихов «Самая счастливая осень» и автобиографический роман «МИФ. Памятник современному состоянию», над которым автор работал многие годы, собирая воспоминания, наблюдения и повседневные зарисовки. Скульптуры Вадима Сидура в монументальном размере установлены не только в России, но и в ряде городов Германии и в США.
О МУЗЕЕ ВАДИМА СИДУРА
Музей Вадима Сидура в 2018 году вошел в состав Московского музея современного искусства, и сегодня стал не только местом хранения и репрезентации наследия художника, но и пространством для обсуждения и реализации актуальной культурной повестки.
В собрании музея находятся более 1000 скульптур и графических произведений Вадима Сидура, а также многочисленные архивные материалы. Музей динамично работает с коллекцией, демонстрируя новые подходы к экспонированию произведений.
В фондах библиотеки музея собраны российские и зарубежные издания о Вадиме Сидуре, каталоги выставок, научно-исследовательские сборники, художественная литература с иллюстрациями Сидура, серия поэтических сборников «Вечера в Музее Сидура», а также литература о теории современной культуры и искусства.
Информационный партнер
Изображения:
1. Вадим Сидур в Алабино, 1960-е. Фото Эдуард Гладков. Архив музея Вадима Сидура
2. Вадим Сидур. Ева ползущая, 1979. Архив музея Вадима Сидура
3. Вадим Сидур в Алабино, 1981. Фото Эдуард Гладков. Архив музея Вадима Сидура
4. Юлия Нельская-Сидур и Вадим Сидур в Алабино, 1970-е. Фото Эдуард Гладков. Архив музея Вадима Сидура