Амбивалентность
ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17
О ВЫСТАВКЕ
Московский музей современного искусства представляет новую выставочную программу «Близкое чтение», призванную продемонстрировать в пространстве Библиотеки музея художественные произведения, сочетающие в себе «визуальное» и «текстуальное». Первым проектом программы станет выставка «Амбивалентность».
Амбивалентность, то есть двойственность отношения к чему-либо, изначально описывала противоречивое переживание самим человеком того или иного явления, но со временем двойственностью как неким свойством стали наделять и предметы. Именно такими являются произведения, собранные в читальном зале библиотеки: их авторы, намеренно или нет, заложили в свои работы потенциал для множественного прочтения. Имеем ли мы дело с текстом или изображением, в конвенционально тихом пространстве библиотеки основным инструментом нашего восприятия оказывается зрение.
Зрительные парадоксы создавались и создаются авторами не только для отражения реальности, но и для пробуждения игры зрительского восприятия с расчетом и на удивление, и на удовольствие от разгадывания образов. Художники проекта «Амбивалентность» предаются этой игре с особым азартом, пытаясь посредством своих произведений создать парадоксальную ситуацию восприятия, целясь в тот или иной стереотип нашей визуальности. Другие же рисуют картину мира, сообразную нашему зрительному опыту, который усложнился в ХХ веке и продолжает обрастать новыми инструментами и технологиями.
В экспозицию вошли произведения современных российских художников из собрания ММОМА: зрители увидят работы Сергея Гета, Игоря Макаревича, Павла Полянского, Филиппа Рукавишникова и Алексея Трегубова.
О программе
Выставочная программа «Близкое чтение» разработана специально для Библиотеки Образовательного центра MMOMA. Выставки программы предлагают сосредоточить внимание на нескольких работах из коллекции музея и применять для их прочтения два ключа — образный и словесный. Первый ключ — слово. Каждый раз какое-либо понятие задает тон всему процессу интерпретации, определяет концепцию экспозиции. Вторым ключом становится художественный образ, так или иначе связанный с заданным понятием. Все вместе — определяющее слово, образ-ключ и выбранные произведения — располагают к размышлению над искусством и самой реальностью как над разными уровнями одного большого текста.
Изображения
1) Полянский Павел. Голограмма, 2018
2) Гета Сергей. Друзья, 1981
3) Гета Сергей. Подруги, 1981