ММОМА Cinema x МШК: Кино и/или современное искусство. 2 сезон

18.07.2024-15.08.2025
Для людей с ограниченными возможностями
Возрастные ограничения 16+

О событии

ММОМА совместно с Московской школой кино проводит второй сезон летней междисциплинарной программы о кинематографе и современном искусстве. Просветительский цикл разворачивается в трех направлениях: участники смогут посетить лекции, семинарские занятия, а также показы современного кино в рамках кинолекций. В этот раз мы рассмотрим кино не только в контексте философии и искусства, но также отдельно поговорим о том, каким образом его преобразовали современные медиа.

«Лето как в кино» — ежегодный открытый проект, объединяющий кинематографистов, студентов киношкол, экспертов индустрии и всех неравнодушных к кино. Зрителей ждут лекции, кинопоказы, дискуссии, экскурсии и встречи с представителями киноиндустрии.

Авторы и ведущие программы

Александра Зонина — креативный редактор и сценарист. С 2022 по 2024 год работала ассистентом продюсера и креативным редактором в компании «Кино-Театр.ру», где участвовала в создании нескольких художественных проектов и одного из первых в России проекта на основе ИИ. Также Александра была сценаристом рекламных проектов Сбера и Яндекса.


Алек Петук — художник, живет и работает в Москве. Основной темой его проектов является теория совпадений, связанная с общим постсекулярным запросом и метафизическим оптимизмом. Основатель коллектива «БКБ», организатор независимого фестиваля «Кузлесфест», участник сообщества «Soundartist.ru», соорганизатор Коинсидентального Института.


Аддис Гаджиев — художник кино, телевидения и рекламы, глава художественных программ, куратор программ «Художники в кино» и «Художественная постановка» в Московской школе кино.


Лилия Дмитрик — автор и режиссёр документального кино, выпускница программы «Новый DOC» Московской школы кино.


Елена Зверева — художник по костюму, работала над фильмом «Наступит лето», выпускница программы «Художник по костюму» Московской школы кино.


Камилл Ахметов — журналист, писатель, сценарист, редактор и преподаватель Московской школы кино.


Виктория Сёмка — кинокритик, участница встреч проекта «Каро.Арт», автор публикаций журнала «Искусство кино», креативный продюсер в Яндексе. Маргарита Комиссарова — исследователь кино, выпускница программы «Практическая кинокритика» Московской школы кино. Ведущая киноклубов для детей и подростков. Автор телеграм-канала «Дети, ложь и видео», посвящённого репрезентации детско-родительских отношений на экране.


Йоэль Регев — философ, научный руководитель Центра практической философии «Стасис» ЕУСПб. Автор книг «Коинсидентология: краткий трактат о методе», «Невозможное и совпадение: о революционной ситуации в философии» и «Радикальный ти-джеинг». Живёт и работает в Санкт-Петербурге.


Эльдар Ганеев — художник, куратор, основатель школы современного искусства и движения «УНОВИС2». Преподаватель курса инсталляции в Свободных мастерских ММОМА и МШСИ. Обладатель премии Кандинского (в составе арт-группировки ЗИП) и премии Анатолия Зверева (AZ). Участник многих выставок и фестивалей в России и Европе.



ПРОГРАММА | ЛЕКЦИИ

22.07 | 19:00 — 20:30

Камилл Ахметов

Как меняется современное кино:

философия и практика


Лекция о переходе к следующей эпохе после постмодерна или к следующей фазе постмодерна (Вермюлен, ван ден Аккер). Обсуждение метамодернистской культуры, разговор о понятии «осцилляции».

Почему в конце XX века в кино пришли пессимизм, отрицание авторитетов и вечных ценностей, неизбежность насилия, потеря смысла жизни и страх перед будущим? Почему в последние годы оптимизм, смысл жизни и вечные ценности стали возвращаться в кино — но в новых формах? Как это объясняют философы и что мы видим на практике — в реальном кино? Обсудим на лекции ключевые признаки культуры постмодернизма и признаки постмодернистского кино, как реалистичное кино меняется в XXI веке на фоне изменений постмодернистской культуры и что такое метамодернистская осцилляция.



03.08 | 19:00 — 20:30

Аддис Гаджиев

Что общего у инсталляции в галерее и кадра в кино?


145 лет назад было написано живописное полотно швейцарского художника Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». Это своеобразный кинокадр из не родившегося ещё в 1870 году кинематографа. То есть искусство изобразительное тогда стремилось стать интерактивным, и именно этим вызван бешеный успех этого полотна. В каждом бюргерском доме репродукция «Острова мёртвых» висела на стене. В то далёкое время назревавший кинематограф был локомотивом зрелищных искусств и, как бы сейчас сказали, медиакоммуникаций. Сегодня же кинематограф стал её частью — он не исчез, но медиапространство шире и мощнее, и вот уже кино — это и компьютерные игры, и демонстрация фильмов, порой очень коротких, на платформах и, соответственно, на экранах гаджетов, иногда совсем небольших и со своими законами и жанрами.

Медиакоммуникации — это новая реальность, как в «Матрице», но законы построения визуальных миров, а именно этим занимаются в первую очередь художники кино, и об этом мы поговорим на лекции.



08.08 | 19:30 — 21:00

Йоэль Регев

Теология кино: гностицизм или четвёртый завет?


В книге Теодора Рошака «Киномания» кинематограф оказывается оккультно-теологическим оружием, изобретённым сектой катаров и на протяжении тысячелетия используемым для приближения апокалипсиса и уничтожения грешного мира. Делёзовский двухтомник про кино также при желании может быть прочитан как призыв к созданию религиозного движения, утверждающего, что человек существовал лишь для того, чтобы изобрести кино, которое позволяет падшей реальности освободить себя от запутывания в застывших срезах мира. Однако «новая вера», к которой призывает кино у Делёза, в конечном итоге оказывается именно верой в мир, в который невозможно больше верить, а не апокалиптическим проектом этого мира разрушения. В ходе лекции будет предпринята попытка прочертить пространство современного кино как располагающееся между этими двумя полюсами.



15.08 | 19:30 — 21:00

Елена Зверева

Костюм как современное искусство: как визуальный образ персонажа выходит за пределы экрана


Рассмотрим, как и с помощью каких инструментов создаётся визуальный характер. Посмотрим на кино в контексте моды: интеграции и влияние их друг на друга. Поговорим и про кино и искусство: художники, коллаборации и документальные истории. Обсудим, как стиль персонажа находит отклик на улицах и становится культурным кодом.том этого мира разрушения. В ходе лекции будет предпринята попытка прочертить пространство современного кино как располагающееся между этими двумя полюсами.



ПРОГРАММА | ВОРКШОПЫ

20.07 | 15:00 — 17:30

Александра Зонина

Сторителлинг


На этом мастер-классе участники погрузятся в мир сторителлинга, изучая его различные формы и техники, используемые в современных и классических медиа. В ходе занятия мы рассмотрим, как создавать увлекательные и запоминающиеся истории, используя элементы визуального, текстового и аудиального повествования. Участники научатся формировать структуру своей истории, разберутся в таких ключевых компонентах, как завязка, развитие конфликта и развязка. Кроме того, будет уделено внимание использованию элементов зрительно-ритмического контекста (ЗРК), что позволит сделать историю более динамичной и захватывающей. В конце воркшопа каждый участник сможет представить свою историю и получить обратную связь от Александры и других участников.



23.07 | 19:30 — 21:00

Александра Зонина

Драматургия кино


На этом воркшопе мы подробно разберём драматургические основы, лежащие в основе кино и телевидения. Участники узнают о ключевых элементах сценарной структуры и о том, как история становится основой для создания фильмов и сериалов. Мы обсудим, как исторические события и культурный контекст влияют на восприятие произведения зрителем, а также рассмотрим примеры успешных сценариев и их анализ. Особое внимание будет уделено созданию запоминающихся персонажей и их развитию на протяжении сюжета. В рамках занятия участники смогут поработать над своими сценарными идеями и получить советы по их улучшению, что поможет им лучше понять, как создать сильную и убедительную историю для экрана.

На воркшопе пригодятся тетрадь и ручка или ноутбук для ваших заметок.



03.08 | 14:00 — 18:00

Йоэль Регев и Алек Петук

Фильмы детства


Цель мастер-класса — анализ кино за пределами эстетического: как механизма, влияющего на реальность и трансформирующего её.

Задание: участникам мастерской предлагается заранее посмотреть фильм, произведший на них сильное впечатление в детстве, который они с тех пор не пересматривали, и выявить те сцены или образы, которые кажутся особенно значимыми. Опираясь на эти образы, каждый представит короткую презентацию и обсудит с другими участниками свои впечатления от увиденного и его влияния.

Этот воркшоп потребует небольшой домашней подготовки вместе с ведущим. Узнаете подробнее после регистрации.



06.08 | 19:30 — 21:00

Алек Петук

Современное искусство и кино. Как стать самим собой


Первая часть нашей встречи будет теоретической. В небольшом докладе художник Алек Петук проследит историческое влияние кино и современного искусства друг на друга. В том числе мы познакомимся с теми средствами работы с реальностью, которые дают нам и кино, и искусство, а также обсудим, как обращение к этим средствам может быть полезно в нашей повседневной жизни. Вторая часть встречи будет практической. Мы обратимся к некоторым известным перформативным работам XX–XXI веков и поработаем внутри них как художники, режиссёры, перформеры и работники сцены.



ПРОГРАММА | Диалоги о фильмах

18.07 | 19:30 — 21:00

Лилия Дмитрик

/режиссер фильма/

Кинопоказ и диалог о фильме «Зрительная полоса» (12+)


Тема обсуждения: российские заповедники. Особенности съёмки документальных фильмов.


О фильме: в степи на территории государственного природного заповедника «Оренбургский» в естественной среде обитания проживает небольшая популяция диких лошадей Пржевальского. Научные сотрудники занимаются реинтродукцией вида, чтобы однажды выпустить животных в дикую природу. Пока что это невозможно: без человека виду грозит вымирание. Фильм «Зрительная полоса» транслирует два взгляда на реальность: лошади и человека.



26.07 | 17:00 — 20:00

Эльдар Ганеев

Диалог о фильме «Бэнкси» (12+)


Тема обсуждения: коммерциализация искусства. Как работы Бэнкси становятся объектами коммерческой торговли и аукционов, и как это противоречит духу уличного искусства.


О фильме: документальный фильм «Бэнкси» посвящён не только и не столько личности самого таинственного андеграундного художника современности, превратившего уличное искусство в политический манифест; картина прослеживает историю становления такого неоднозначного вида искусства, как граффити.



01.08 | 19:30 — 22:00

Виктория Сёмка

Диалог о фильме «Зона интересов» (18+)


Тема обсуждения: пределы человеческой этики в повседневности. Философский разбор фильма.


О фильме: Рудольф Хёсс работает комендантом концентрационного лагеря Освенцим. В нескольких метрах от его работы стоит его дом с просторным участком: небольшой бассейн, беседка, ухоженные лужайки, огород и даже оранжерея — его жена много времени уделяет ландшафтному дизайну. В этом райском уголке, за стеной которого днём и ночью раздаются крики и непрерывно работает крематорий, растут пятеро детей Хёссов, сюда приходят гости и коллеги, здесь пара планирует своё будущее.



13.08 | 19:30 — 22:00

Маргарита Комиссарова

Диалог о фильме «Папа умер в субботу» (18+)


Тема обсуждения: эстетика обыденности. Бытовое и экзистенциальное в осмыслении темы семьи.


О фильме: у 30-летней москвички Айко умер папа, с которым она не общалась много лет — он был тираном, и ей его не жалко. Но она зачем-то едет в Казахстан на похороны, где впервые видит вторую папину семью: сестра — невыносима, братишка — не от мира сего, мачеха — ровесница самой Айко. А самое странное — для них папа был совсем другим.



Соорганизатор



Изображение: Образовательный центр MMOMA.

Предоставлено Московским музеем современного искусства.

Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.