|
|
НОВЕЙШЕЕ ИСКУССТВО (программа для молодых художников)
Курс «НОВЕЙШЕЕ ИСКУССТВО» представляет собой годовую просветительскую программу, рассчитанную на молодых художников, желающих развиваться в области актуального искусства. Школа даёт возможность художникам, уже имеющим определенную техническую базу, не только интеллектуально развиваться в контексте современного искусства, но и влиться в профессиональное сообщество.
В Школе нет прикладных занятий по живописи, скульптуре и другим медиа. Практические задания слушатели курса выполняют во внеучебное время. Однако на занятиях происходит обсуждение и анализ проделанной работы. В обязательную программу входят курсы по истории и теории искусства, различных медиа, лекции и семинары по философии искусства, практикумы по оформлению портфолио и самопродвижению, взаимодействию с институциями. Обязательно проходят мастер-классы с известными художниками, кураторами, деятелями культуры, которые делятся опытом и отвечают на вопросы слушателей курса.
Главная задача курса — показать пути развития и продемонстрировать студентам возможности художественного языка, погрузить в теорию и философию культуры, а также познакомить с художественным сообществом.
Наши преподаватели — это ведущие сотрудники гуманитарных вузов Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», Российский государственный гуманитарный университет, МГХПА С. Г. Строганова), а также практикующие специалисты — научные сотрудники отделов Московского музея современного искусства (научного, выставочного, отдела фондов), художники, институциональные и независимые кураторы, редакторы СМИ.
В течение просветительской программы проходят персональные консультации с преподавателями Школы по созданию и реализации персональных и групповых проектов.
ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ:
История и теория западного искусства XX-XXI вв. |
Знакомство с основными направлениями искусства XX века, эволюцией современного художественного мышления. В центре внимания курса – такие направления, как постимпрессионизм, кубизм и футуризм, фовизм, экспрессионизм, примитивизм, парижская школа, абстракционизм, дада и сюрреализм, метафизическая живопись, новая вещественность, абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм, трансавангард, «искусство взаимодействия». |
История отечественного искусства XX-XXI вв. |
В рамках курса поднимаются основные проблемы изучения изобразительного искусства России XX века, определенные характером исторической ситуации в стране. Курс определен 6 тематическими разделами: становление модернистских и авангардных течений 1900-1910-х годов; Россия после Первой Мировой войны; искусство в условиях сталинского режима; судьбы поколений 1960-1980-х годов; тенденции искусства в постсоветский период; выход в 2000-е годы. |
История и теория видео-арта |
Знакомство с ключевыми именами и произведениями видео-арта. |
История и теория перформанса |
Знакомство с этапами становления перформанса как катализатора истории искусства XX века (зарубежный и отечественный перформанс), представление о языке действия как базовым языке культуры, знакомство с видами, формами бытования перформанса, его критериями |
История фотографии |
История фотографии с момента ее зарождения до сегодняшнего дня. Темы занятий: для обсуждения: фотографическое портретирование в XIX веке; живопись и фотография в XIX веке, ар-нуво и ар-деко; эксперименты 1920-х; документальная и жанровая фотография в XX веке; fashion- фотография; фоторепортаж в XX веке; концептуальная фотография; эстетика любительской фотографии; сконструированная реальность |
Art&Science Искусство на грани науки |
Знакомство с современными представлениями об интеллектуальных и креативных основах инновационных процессов, стратегиями и тактиками, обеспечивающих формирование творческого мышления на примерах из области Art&Science. |
Институциональные основания художественного высказывания |
Культура выставления напоказ: репрезентация искусства как институциональная проблема. История кураторства (выставочной деятельности) versus история искусства. Институциональная критика. Художник как куратор и даже больше. Подвижные границы выставочного формата («выставки, которые помнят свои прошлые жизни» и другие примеры) |
Философия искусства |
Знаковые концепции, теории и тексты второй половины XX-начала XXI века, повлиявшие на формирование и методы анализа произведений современного искусства и культуры. |
Внеинституциональные практики современного искусства |
История и теория различных внеинституциональных практик искусства второй половины XX – начала XXI веков, история взаимодействия художников с официальными институциями и структурами. |
Особенности взаимодействия с галереями современного искусства |
Курс посвящен устройству галереи и взаимодействию художника и куратора в рамках этой институции. |
Основы фандрайзинга |
Изучение деталей по поиску, сбору, аккумуляции и перераспределению внешних источников финансирования для культурных проектов. Ознакомление с необходимой юридической базой, проектным менеджментом и финансовыми стратегиями. |
Стратегии самопродвижения для начинающих художников |
Стратегия и тактика самостоятельного продвижения молодых художников. Курс включает в себя серию семинаров, обсуждение проектов, разбор портфолио, практические задания. |
Writing your artist statement |
Написание профессиональных текстов для художников на английском. |
Актуальные практики современного искусства |
Знакомство с актуальной художественной ситуацией на примере отечественной и западной истории искусства XX–XXI |
Мастерская проектной фотографии |
В рамках курса преподаватель помогает слушателям перейти от фрагментарного подхода в своей художественной практике к проектному. |
МАСТЕРСКИЕ:
Слушатели программы выбирают, в какой мастерской принимать участие: «Теоретические основы современной живописи», «Скульптура, инсталляция, объект», «Фотография и видеоарт». Мастерская арт-проекта — курс предназначен для всех слушателей «Новейшего искусства».
Современная живопись |
Теоретические основы современной живописи: исследования, практика, процесс. Изучение и обсуждение последних тенденций в живописной практике. |
Скульптура, инсталляция, объект |
Изучение и обсуждение актуальных приемов создания скульптуры, инсталляции, объекта. Слушатели программы выбирают, в какой мастерской принимать участие: «Теоретические основы современной живописи» или «Скульптура, инсталляция, объект». |
Фотография и видеоарт |
В программе Мастерской выполнение творческих заданий с обязательной обратной связью, введение в технику фотографирования, видеосъёмки и постпродакшн, обсуждение работ студентов, дрейфы-пленэры с художниками, совместные работы над художественными проектами, познание себя через искусство, подготовка и проведение групповой выставки. |
Мастерская арт-проекта |
|
|