|
|
ШКОЛА КУРАТОРОВ («Кураторство проектов актуального искусства»)
«ШКОЛА КУРАТОРОВ» представляет собой годовую теоретическую программу. Изначально она разрабатывалась по модели западного дополнительного образования в этой области и задумывалась как первичное знакомство с историей выставок и главными именами западного и российского кураторства. Однако к сегодняшнему дню программа модифицировалась в полноценный, многосоставной курс. В него вошли лекции по истории и теории искусства XX-XXI вв., философии искусства, а также практические занятия, связанные с организационной стороной специальности. Очень важным пунктом образования остается посещение выставок, анализ и обсуждение увиденного со специалистами. В настоящее время курс построен так, чтобы к концу годового обучения молодой куратор разобрался во всех этапах создания выставки: от продумывания и обоснования концепции до реализации проекта, поиска финансирования и решения юридических вопросов. Таким образом, мы стараемся воспитать идеального — многофункционального и многорукого — Ausstellungsmacher’a (по словам Х.-У. Обриста, «администратора, любителя, автора предисловий, библиотекаря, менеджера, бухгалтера, аниматора, хранителя, финансиста и дипломата»).
В качестве лекторов приглашены преподаватели ведущих гуманитарных вузов Москвы (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский государственный гуманитарный университет, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), а также практикующие специалисты — научные сотрудники Московского музея современного искусства из различных департаментов (научного, выставочного, отдела фондов), художники, институциональные и независимые кураторы, редакторы СМИ. Образовательная программа восполняет лакуны, связанные с искусствоведческим образованием в области современного искусства, которому в рамках учебной программы вузов не уделяется внимание, а также воспитывает идеального музейного сотрудника для работы в музее или центре современного искусства, подкованного в теории и истории искусства и имеющего представление о работе с реальными произведениями искусства и людьми.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КУРСЫ:
История и теория западного искусства XX-XXI вв. (Нина Лаврищева, Дарья Пыркина) |
Знакомство с основными направлениями, развиваемыми в искусстве XX века, эволюции современного художественного мышления. В центре внимания курса – такие направления, как постимпрессионизм, кубизм и футуризм, фовизм, экспрессионизм, примитивизм, парижская школа, абстракционизм, дада и сюрреализм, метафизическая живопись, новая вещественность, абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм, трансавангард, «искусство взаимодействия» |
История отечественного искусства XX-XXI вв. (Саша Обухова, Мария Булатова) |
В рамках курса поднимаются основные проблемы изучения изобразительного искусства России XX века, определенные характером исторической ситуации в стране. Курс определен 6 тематическими разделами: становление модернистских и авангардных течений 1900-1910-х годов; Россия после Первой Мировой войны; искусство в условиях сталинского режима; судьбы поколений 1960-1980-х годов; тенденции искусства в постсоветский период; выход в 2000-е годы |
История и теория видео-арта (Антонио Джеуза) |
Знакомство с ключевыми именами и произведениями видео-арта. Изучение и анализ. |
История и теория перформанса (Лиза Морозова) |
Знакомство с этапами становления перформанса как катализатора истории искусства XX века (зарубежный и отечественный перформанс), представление о языке действия как базовым языке культуры, знакомство с видами, формами бытования перформанса, его критериями |
История кураторства и актуальные кураторские стратегии (Дарья Пыркина) |
Изучение истории кураторства, понимание места и роли куратора в институции, формирование у слушателей представления об основных этапах формирования профессии, которой он обучаются. Формирование у слушателей понимания актуальной ситуации в кураторстве, изучение последних тенденций в области курирования проектов современного искусства. Посещение выставок современного искусства, анализ и обсуждение, портфолио-ревью, мастер-классы приглашенных кураторов, подготовка дипломного проекта |
История фотографии (Ирина Толкачева) |
Знакомство с историей фотографии с момента ее зарождения до сегодняшнего дня. Темы для обсуждения: фотографическое портретирование в 19 веке; живопись и фотография в 19 веке, Ар Нуво и Ар Деко; эксперименты 1920-х; документальная и жанровая фотография в 20-м веке; fashion-фотография; фоторепортаж в 20-м веке; концептуальная фотография; эстетика любительской фотографии; сконструированная реальность |
Методология и практика Science-art (Дарья Пархоменко) |
Знакомство с ключевыми именами западного и отечественного science-art, этические проблемы science-art, коллаборации художников и ученых |
Современный арт-рынок (Ксения Подойницына) |
Введение в курс рынка современного искусства. Основы экспертизы и оценки произведений современного искусства. |
Философия искусства (Андрей Великанов) |
Знакомство с философскими концепциями непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Курс включает в себя серию семинаров |
Музыка и звук как практики современного искусства (Павел Митенко) |
Знакомство с историей музыки и саунд-арта в контексте художественных практик XX века. |
ПРАКТИКУМЫ:
Введение в выставочный пиар (Татьяна Немировская) |
Специфика PR-стратегий проектов актуального искусства |
Взаимодействие с институциями современного искусства (Марина Бобылева) |
Курс дает представление о типологии, структуре и функциях институций современного искусства. Рассказывает о системе взаимоотношений, разбирает специфику и стратегии взаимодействия куратор-институция/художник-институция в отечественной практике |
Дизайн экспозиции (Дарья Камышникова) |
Знакомство с основными правилами и приемами экспонирования произведений современного искусства |
Публичная программа к выставочному проекту. Основы работы с аудиторией (Валерия Рыженкова, Ирина Сосновская) |
Обзор актуальных форматов, стратегий и методологии образовательных программ. Речь пойдет о том, как концепция выставки может быть расширена публичными событиями и как сделать их насыщенными и увлекательными для самой разной аудитории. |
Основы выставочной атрибуции (Люся Янгирова) |
Основные навыки работы с выставочными текстами (выставочные экспликации). Особенности атрибуции произведений современного искусства |
Основы координирования выставочных проектов современного искусства (Анна Синцова) |
Схемы координирования выставочных проектов, страхование произведений искусства, виды договоров, транспортировка, взаимодействие служб институций |
Основы хранения, учета и реставрации произведений современного искусства (Юлия Матвеева) |
Формирование представления об основных направлениях работы по укомплектованию сохранению, систематизации и изучению музейных коллекций современного искусства. В рамках практикума предусмотрены практические занятия, посвященные принципам научной реставрации и консервации произведений искусства |
Кураторство в онлайн-пространстве: выставки, институции, архивы (Оксана Чвякина) |
Обзор кураторских проектов, реализованных в цифровом пространстве. Речь пойдет об онлайн-выставках как кураторских и художественных проектах, а также особенностях веб-среды как пространства экспонирования. |
|