История и теория западного искусства XX-XXI вв. (Нина Лаврищева, Дарья Пыркина) |
Знакомство с основными направлениями, развиваемыми в искусстве XX века, эволюции современного художественного мышления. В центре внимания курса – такие направления, как постимпрессионизм, кубизм и футуризм, фовизм, экспрессионизм, примитивизм, парижская школа, абстракционизм, дада и сюрреализм, метафизическая живопись, новая вещественность, абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм, трансавангард, «искусство взаимодействия» |
История отечественного искусства XX-XXI вв. (Саша Обухова, Мария Булатова) |
В рамках курса поднимаются основные проблемы изучения изобразительного искусства России XX века, определенные характером исторической ситуации в стране. Курс определен 6 тематическими разделами: становление модернистских и авангардных течений 1900-1910-х годов; Россия после Первой Мировой войны; искусство в условиях сталинского режима; судьбы поколений 1960-1980-х годов; тенденции искусства в постсоветский период; выход в 2000-е годы |
История и теория видео-арта (Антонио Джеуза) |
Знакомство с ключевыми именами и произведениями видео-арта. Изучение и анализ. |
История и теория перформанса (Лиза Морозова) |
Знакомство с этапами становления перформанса как катализатора истории искусства XX века (зарубежный и отечественный перформанс), представление о языке действия как базовым языке культуры, знакомство с видами, формами бытования перформанса, его критериями |
История кураторства и актуальные кураторские стратегии (Дарья Пыркина) |
Изучение истории кураторства, понимание места и роли куратора в институции, формирование у слушателей представления об основных этапах формирования профессии, которой он обучаются. Формирование у слушателей понимания актуальной ситуации в кураторстве, изучение последних тенденций в области курирования проектов современного искусства. Посещение выставок современного искусства, анализ и обсуждение, портфолио-ревью, мастер-классы приглашенных кураторов, подготовка дипломного проекта |
История фотографии (Ирина Толкачева) |
Знакомство с историей фотографии с момента ее зарождения до сегодняшнего дня. Темы для обсуждения: фотографическое портретирование в 19 веке; живопись и фотография в 19 веке, Ар Нуво и Ар Деко; эксперименты 1920-х; документальная и жанровая фотография в 20-м веке; fashion-фотография; фоторепортаж в 20-м веке; концептуальная фотография; эстетика любительской фотографии; сконструированная реальность |
Искусство новых медиа (Дмитрий Булатов) |
На лекциях будут рассмотрены такие направления искусства второй половины XX-начала XXI века, как видео-арт, саунд-арт, нет-арт, компьютерное и интерактивное искусство, AI-арт, NFT. |
Методология и практика Science-art (Дарья Пархоменко) |
Знакомство с ключевыми именами западного и отечественного science-art, этические проблемы science-art, коллаборации художников и ученых |
История выставок (Алексей Масляев) |
История основных художественных выставок и развития выставочной практики с конца XIX до начала XXI вв. |
Теории современного искусства (Борис Клюшников) |
Знаковые концепции, теории и тексты второй половины XX-начала XXI века, повлиявшие на формирование и методы анализа произведений современного искусства и культуры. |
Внеинституциональные практики современного искусства (Мария Булатова) |
История и теория различных внеинституциональных практик искусства второй половины XX – начала XXI веков, история взаимодействия художников с официальными институциями и структурами. |
Особенности взаимодействия с галереями современного искусства (Марина Бобылева) |
Лекции будут посвящены устройству галереи и расскажут о взаимодействии художника и куратора в рамках галерейных показов. |
Современный арт-рынок (Ксения Подойницына) |
Введение в курс рынка современного искусства. Основы экспертизы и оценки произведений современного искусства. |
Философия искусства (Андрей Великанов) |
Знакомство с философскими концепциями непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Курс включает в себя серию семинаров |
Введение в выставочный пиар (Евгения Киселева) |
Маркетинговые коммуникации художественного проекта (Евгения Киселева) - Инструменты продвижения выставочных, образовательных и научных проектов сферы искусства и культуры; определение аудиторий художественного проекта; практикум постановки коммуникационных задач и оценки результатов. Эмоциональные и социальные уровни современного художественного бренда - устойчивость, доступность и разнообразие. |
Дизайн экспозиции (Дарья Камышникова) |
Знакомство с основными правилами и приемами экспонирования произведений современного искусства |
Публичная программа к выставочному проекту. Основы работы с аудиторией (Валерия Путинцева-Арданская, Ирина Сосновская) |
Обзор актуальных форматов, стратегий и методологии образовательных программ. Речь пойдет о том, как концепция выставки может быть расширена публичными событиями и как сделать их насыщенными и увлекательными для самой разной аудитории. |
Основы выставочной атрибуции (Люся Янгирова) |
Основные навыки работы с выставочными текстами (выставочные экспликации). Особенности атрибуции произведений современного искусства |
Основы координирования выставочных проектов современного искусства (Екатерина Сидоренкова) |
Схемы координирования выставочных проектов, страхование произведений искусства, виды договоров, транспортировка, взаимодействие служб институций |
Основы хранения, учета и реставрации произведений современного искусства (Юлия Матвеева) |
Формирование представления об основных направлениях работы по укомплектованию сохранению, систематизации и изучению музейных коллекций современного искусства. В рамках практикума предусмотрены практические занятия, посвященные принципам научной реставрации и консервации произведений искусства |
Кураторство в онлайн-пространстве: выставки, институции, архивы (Оксана Чвякина) |
Обзор кураторских проектов, реализованных в цифровом пространстве. Речь пойдет об онлайн-выставках как кураторских и художественных проектах, а также особенностях веб-среды как пространства экспонирования. |
Основы фандрайзинга (Таисия Коротышева) |
Изучение деталей по поиску, сбору, аккумуляции и перераспределению внешних источников финансирования для культурных проектов. Ознакомление с необходимой юридической базой, проектным менеджментом и финансовыми стратегиями. |