О школеУчебные программы Новейшее искусство Школа кураторов ПоступлениеFAQПреподавателиВыпускникиЭкспертный советОткрытые программыВыставочные проектыКонтакты
 

 

ШКОЛА КУРАТОРОВ
(«Кураторство проектов актуального искусства»)

«Школа кураторов» представляет собой годовую теоретическую программу. Изначально она разрабатывалась по модели западного дополнительного образования в этой области и задумывалась как первичное знакомство с историей выставок и главными именами западного и российского кураторства. Однако к сегодняшнему дню программа модифицировалась в полноценный, многосоставной курс. В него вошли лекции по истории и теории искусства XX-XXI вв., философии искусства, занятия, связанные с организационной стороной специальности. Также с 2021 года мы вводим лаборатории, где студенты смогут доработать свои учебные выставочные проекты с практикующими кураторами. Очень важным пунктом образования остается посещение выставок, анализ и обсуждение увиденного со специалистами. В настоящее время курс построен так, чтобы к концу годового обучения молодой куратор разобрался во всех этапах создания выставки: от продумывания и обоснования концепции до реализации проекта, поиска финансирования и решения юридических вопросов. Таким образом, мы стараемся воспитать идеального — многофункционального и многорукого — Ausstellungsmacher’a (по словам Х.-У. Обриста, «администратора, любителя, автора предисловий, библиотекаря, менеджера, бухгалтера, аниматора, хранителя, финансиста и дипломата»).

В качестве лекторов приглашены преподаватели ведущих гуманитарных вузов Москвы (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский государственный гуманитарный университет, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), а также практикующие специалисты — научные сотрудники Московского музея современного искусства из различных департаментов (научного, выставочного, отдела фондов), художники, институциональные и независимые кураторы, редакторы СМИ. Образовательная программа восполняет лакуны, связанные с искусствоведческим образованием в области современного искусства, которому в рамках учебной программы вузов не уделяется внимание, а также воспитывает идеального музейного сотрудника для работы в музее или центре современного искусства, подкованного в теории и истории искусства и имеющего представление о работе с реальными произведениями искусства и людьми.

 

ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ:

История и теория западного искусства XX-XXI вв. (Нина Лаврищева, Дарья Пыркина) Знакомство с основными направлениями, развиваемыми в искусстве XX века, эволюции современного художественного мышления. В центре внимания курса – такие направления, как постимпрессионизм, кубизм и футуризм, фовизм, экспрессионизм, примитивизм, парижская школа, абстракционизм, дада и сюрреализм, метафизическая живопись, новая вещественность, абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм, трансавангард, «искусство взаимодействия»
История отечественного искусства XX-XXI вв. (Саша Обухова, Мария Булатова) В рамках курса поднимаются основные проблемы изучения изобразительного искусства России XX века, определенные характером исторической ситуации в стране. Курс определен 6 тематическими разделами: становление модернистских и авангардных течений 1900-1910-х годов; Россия после Первой Мировой войны; искусство в условиях сталинского режима; судьбы поколений 1960-1980-х годов; тенденции искусства в постсоветский период; выход в 2000-е годы
История и теория видео-арта (Антонио Джеуза) Знакомство с ключевыми именами и произведениями видео-арта. Изучение и анализ.
История и теория перформанса (Лиза Морозова) Знакомство с этапами становления перформанса как катализатора истории искусства XX века (зарубежный и отечественный перформанс), представление о языке действия как базовым языке культуры, знакомство с видами, формами бытования перформанса, его критериями
История кураторства и актуальные кураторские стратегии (Дарья Пыркина) Изучение истории кураторства, понимание места и роли куратора в институции, формирование у слушателей представления об основных этапах формирования профессии, которой он обучаются. Формирование у слушателей понимания актуальной ситуации в кураторстве, изучение последних тенденций в области курирования проектов современного искусства. Посещение выставок современного искусства, анализ и обсуждение, портфолио-ревью, мастер-классы приглашенных кураторов, подготовка дипломного проекта
История фотографии (Ирина Толкачева) Знакомство с историей фотографии с момента ее зарождения до сегодняшнего дня. Темы для обсуждения: фотографическое портретирование в 19 веке; живопись и фотография в 19 веке, Ар Нуво и Ар Деко; эксперименты 1920-х; документальная и жанровая фотография в 20-м веке; fashion-фотография; фоторепортаж в 20-м веке; концептуальная фотография; эстетика любительской фотографии; сконструированная реальность
Искусство новых медиа (Дмитрий Булатов) На лекциях будут рассмотрены такие направления искусства второй половины XX-начала XXI века, как видео-арт, саунд-арт, нет-арт, компьютерное и интерактивное искусство, AI-арт, NFT.
Институциональные основания художественного высказывания (Алексей Масляев) Культура выставления напоказ: репрезентация искусства как институциональная проблема. История кураторства (выставочной деятельности) versus история искусства. Институциональная критика. Художник как куратор и даже больше. Подвижные границы выставочного формата («выставки, которые помнят свои прошлые жизни» и другие примеры)
Философия искусства (Данила Булатов) Знаковые концепции, теории и тексты второй половины XX-начала XXI века, повлиявшие на формирование и методы анализа произведений современного искусства и культуры.
Внеинституциональные практики современного искусства (Мария Булатова) История и теория различных внеинституциональных практик искусства второй половины XX – начала XXI веков, история взаимодействия художников с официальными институциями и структурами.
Особенности взаимодействия с галереями современного искусства (Марина Бобылева) Лекции будут посвящены устройству галереи и расскажут о взаимодействии художника и куратора в рамках галерейных показов.
Публичная программа к выставочному проекту. Основы работы с аудиторией (Валерия Путинцева-Арданская, Ирина Сосновская) Обзор актуальных форматов, стратегий и методологии образовательных программ. Речь пойдет о том, как концепция выставки может быть расширена публичными событиями и как сделать их насыщенными и увлекательными для самой разной аудитории.
Выставочный этикетаж (Люся Янгирова) Основные навыки работы с выставочными текстами (выставочные экспликации). Особенности атрибуции произведений современного искусства
Основы координирования выставочных проектов современного искусства (Сотрудники выставочного отдела MMOMA) Схемы координирования выставочных проектов, страхование произведений искусства, виды договоров, транспортировка, взаимодействие служб институций
Основы хранения, учета и реставрации произведений современного искусства (Нина Лаврищева) Формирование представления об основных направлениях работы по укомплектованию сохранению, систематизации и изучению музейных коллекций современного искусства. В рамках практикума предусмотрены практические занятия, посвященные принципам научной реставрации и консервации произведений искусства
Кураторство в онлайн-пространстве: выставки, институции, архивы (Оксана Чвякина) Обзор кураторских проектов, реализованных в цифровом пространстве. Речь пойдет об онлайн-выставках как кураторских и художественных проектах, а также особенностях веб-среды как пространства экспонирования.
Основы фандрайзинга (Таисия Коротышева) Изучение деталей по поиску, сбору, аккумуляции и перераспределению внешних источников финансирования для культурных проектов. Ознакомление с необходимой юридической базой, проектным менеджментом и финансовыми стратегиями.
Ридинг-группа (Анна Журба) Чтение теоретических текстов в группе

 

КУРАТОРСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ:

Обсуждение в малых группах с практикующими кураторами теоретических аспектов кураторской практики, учебных кураторских проектов и шагов, которые необходимо предпринять для их реализации в выставочном пространстве. Слушатели программы выбирают одну лабораторию, в которой принимают участие.

Лаборатория Анны Журбы
Лаборатория Алексея Масляева