29 июня — 14 августа 2022
1 июля — 21 августа, 2021
4 июня — 17 июля 2022
18 апреля — 28 апреля 2022
30 апреля — 07 августа, 2022
25 апреля — 31 июля, 2022
22 марта — 19 июня, 2022
26 февраля — 13 марта, 2022

Сопоставление несопоставимого.

В музее современного искусства открылся масштабный выставочный проект «От штудии к арт-объекту». Это первый в истории Музея опыт демонстрации постоянной коллекции на основе единой тематической программы.

Выставка, ядро которой составляют произведения отечественных художниковXX-XXI веков из собрания Музея, задумана как экспериментальная экспозиция.. Такой подход позволяет в увлекательной, интеллектуально провоцирующей форме показать многообразие музейных фондов, открыть для зрителя ранее не выставлявшиеся работы и заявить о высоком качестве собрания Московского музея современного искусства.

Феномен штудии (или этюда) появился еще в эпоху раннего Возрождения и затем стал непременной частью академического художественного образования. За этим, по сути, ремесленным процессом скрывается одна из важнейших задач для любого художника — познание мира во всем его прекрасном многообразии и чудовищных противоречиях.

Этот «служебный» вид искусства и по сей день является одним из ключевых элементов в системе академического художественного образования. На выставке само понятие штудии служит метафорой специфической творческой установки художника, направленной на изучение законов действительности, интерпретацию.

В музейной коллекции зрителю предлагается проследить, как именно черты штудии проявляют себя в разностороннем и противоречивом опыте искусства XX-XXIвеков. «Сопоставление несопоставимого», ретроспективного понятия штудиис арт-объектом.

Большую часть экспозиции выставки «От штудии к арт-объекту» представляют произведения художников XX-XXI веков. Работы, в которых в той или иной степени прослеживаются черты штудийности. Здесь представлена штудия в классическом ее понимании: этюдная графика XIX века из музея РАХ, учебная графика XX века из Суриковского института, несколько крупных академических полотен, а также фотографии дореволюционных учебных классов императорской академии художеств.

Отправной точкой для зрителя становится штудия, или этюд: в классическом понимании, это произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры в целях ее изучения.

Второй раздел экспозиции посвящен интерпретации натуры. В качестве объекта художественного постижения здесь выступает женская или мужская модель, лицо, в том числе и самого художника, натюрморт, пейзаж. А так как все представленные произведения относятся к современному искусству, то, к примеру, в блоке «Автопортрет» можно увидеть фотодокументацию перформанса художника Анатолия Осмоловского и инсталляцию группировки «Синие носы».

Третий раздел экспозиции это пространство «Метаморфоз», наиболее необычный раздел всей выставки. Здесь рассматриваются отдельные аспекты штудийности: тиражируемость мотива, когда законченным произведением выступает не отдельная вещь, а целая серия. Самая известная работа — «Memento more» Олега Кулика с десятью мордочками чучел обезьян. сковских концептуалистов...

Всего же на представлено более трехсот работ, выполненных в самых разных художественных техниках: от традиционной живописи, графики, скульптуры и фотографии до кинетических объектов и видео-инсталляций.

В едином пространстве экспозиции, в тесном соседстве, представлены художники, порой кардинально противоположные по своим творческим устремлениям, но едины в одном — каждое, даже вполне законченное, произведение можно воспринимать как своеобразную критическую штудию, как форму познания внешнего и внутреннего мира — как попытку проникнуть в порядок вещей.

АКАДО. 13 февраля 2009
Алена Иванова