29 июня — 14 августа 2022
1 июля — 21 августа, 2021
4 июня — 17 июля 2022
18 апреля — 28 апреля 2022
30 апреля — 07 августа, 2022
25 апреля — 31 июля, 2022
22 марта — 19 июня, 2022
26 февраля — 13 марта, 2022

Собрать и проштудировать!

Независимая Газета (16.02.2009)

Экспозиция «От штудии к арт-объекту» подарила новое дыхание коллекции Московского музея современного искусства

Проект, над которым команда Московского музея современного искусства работала около двух лет, подоспел аккурат к юбилейному десятому году жизни музея. И, кажется, очень удачно. Уже в день открытия экспозицию, кураторский дебют Анны Арутюнян, продлили до сентября. Экспозиция, как говорят организаторы, — «первый в истории ММСИ опыт демонстрации постоянной коллекции на основе единой тематической программы». Классические штудии и академические картины, старые фотографии академических классов — вклад Научно-исследовательского музея РАХ и МГАХИ имени Сурикова. Слом традиционной трактовки штудии — на совести произведений (а их более 200) из собрания ММСИ.

Вещь живет только в соприкосновении со зрительским интересом. Зрительский аппетит разыгрывается от обновлений. Весь второй этаж здания на Петровке превратили в подобие большого иллюстрированного толкового словаря с тремя большими разделами — «Канон», «Натура», «Метаморфозы». От классического искусства — к современному, пусть и ставшему уже классикой (как, например, «участвующие» в выставке Василий Кандинский или Михаил Ларионов). Вместо предваряющего все это дело оглавления — «облако тэгов» дизайнера выставки Бориса Бернаскони: названия разделов «написаны» разными шрифтами (кстати, как и в самих залах), подсвечены неоном — в общем, с оформлением и с новыми технологиями все в порядке. Кстати, в экспозиции можно увидеть и работы, которые прежде не выставлялись, — среди них, например, «Обнаженная модель» Андрея Гончарова или недавно поступивший в музей пейзаж Павла Пепперштейна.

Форма — замковый камень и одновременно точка разрыва в художественных вкусах разных периодов. Нужно сказать, что музейные фонды ММСИ оказались выставлены действительно в наиболее выгодном свете. Скучным оказался только первый зал, отданный академическим экзерсисам из собрания РАХ и Суриковки. Но «Канон» он и есть — проштудировать и пойти дальше. А там — самое интересное. Конструкция, трансформация и деконструкция формы — тема экспериментальной экспозиции ММСИ. Штудия на глазах перерастает свою ученическую прикладную функцию и рассматривается шире — как ироничный опыт рефлексии, в том числе над историей искусства.
Интрига выставки держится на остроумных ассоциативных связках: до последнего не знаешь, какие именно вещи объединит тот или иной сюжет. Второй момент связан с соседством работ — между ними завязываются новые отношения, они иногда с запланированным организаторами чувством дискомфорта (встряской для зрителя) притираются друг к другу. Отвечающие за «Портрет» обнаженные, купальщицы и автопортреты художников разбавлены ложкой отрезвляющего (цветом и скрежетанием) дегтя — материализованной метафорой «Агрессии» Наталии Турновой. Натюрморт — это среди прочего и кинетический объект «3 стакана» Вячеслава Колейчука, и «Реквием по Венедикту Ерофееву» Бориса Мессерера. В первом случае с детским восхищением думаешь: ну какая же это nature может быть morte, если она так лихо вращается?! Во втором, наоборот, налицо полное попадание траурной «органной» музыки бутылок и свечей как раз в «мертвую натуру».

Насчет соседства произведений — занятно, например, вышло в зале, поименованном «Механизмы движения». Объект Олега Кулика «Искусство должно работать» на открытии работать упорно отказывался, что вовсе не значило отмены «the show must go on»: Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев в своей интерактивной видеоинсталляции старались как могли трансформироваться в такт зрительским пожеланиям.

Симптоматично, что последний зал отведен «Упражнениям языка» (упражняются Кабаков, Комар и Меламид, Пивоваров...), которые продолжаются и в коридоре. Там усилиями дизайнерской мысли Бернаскони цитаты великих от искусства превратились в нечто вроде инструкции по кройке и шитью — или в отрывные листки с телефонами от некоего огромного пустого объявления-месседжа. У гостей вернисажа забава прошла на ура, и на их шеях стали красоваться слова Дали, Клее, Магритта и не только их — кому кто ближе. А самое интересное скрывалось под отрывными бумажными лентами: «Вдохновение — для дилетантов, все остальные просто работают» — коротко и ясно: Чак Клоуз.

Самое занимательное в этом проекте — его провокационность. Получился этакий кунстштюк, фокус, игрушка для верчения в руках. Она же — штудия с перестановкой (организаторы говорят об открытости трактовок, лишь об одном из возможных вариантов сочетания произведений и соответственно значений) слагаемых, от которой сумма смыслов может и поменяться.

Дарья Курдюкова

Материалы: Независимая Газета © 1999-2007
Опубликовано в Независимой Газете от 16.02.2009. Оригинал.