29 июня — 14 августа 2022
1 июля — 21 августа, 2021
4 июня — 17 июля 2022
18 апреля — 28 апреля 2022
30 апреля — 07 августа, 2022
25 апреля — 31 июля, 2022
22 марта — 19 июня, 2022
26 февраля — 13 марта, 2022

Модные тренды под крылом Церетели.

К 10-летию московского Музея современного искусства в здании на Петровке открылась масштабная экспозиция «От штудии к арт-объекту», названная экспериментальной.

Основанный Зурабом Церетели в конце прошлого века, этот музей за «отчетный период» существенно прирос филиалами и в разы увеличил первоначальные фонды, но до сих пор многими не воспринимался всерьез. То и дело из разных уст звучали фразы наподобие «Москве нужен настоящий музей современного искусства» — с упором на слово «настоящий». Подразумевались продуманная концепция и внешнее соответствие западным аналогам, чем церетелиевский музей долго не мог похвастать. Не сказать, чтобы предубеждение к сегодняшнему дню полностью развеялось, но по крайней мере шаги в желаемую сторону делаются все более уверенными и заметными. Выставка «От штудии к арт-объекту» явно из их числа.

Эту экспозицию можно отнести к категории «временно-постоянных». Другими словами, она должна презентовать музейные фонды, поскольку большинство работ взяты именно отсюда. Выставка поживет несколько месяцев, потом на ее месте возникнет что-нибудь иное — вполне возможно, не менее задорное.

А нынешний задор ощутим с первых шагов. Точнее, с вводного зала, где собраны академические холсты и рисованные штудии XIX столетия. Кураторы не поленились перетряхнуть закрома Суриковского института и петербургского НИИ Академии художеств, чтобы вынуть на свет образчики ортодоксальнейшей манеры. К выставке современного искусства этот раздел приторочен концепции ради. Дескать, прежние художники досконально изучали натуру, а нынешние — умозрительные представления и понятия. Поэтому смысловой разрыв между ними не столь уж и велик — как, впрочем, и между различными течениями в искусстве ХХ-XXI веков.

На практике концепция означает соединение всего и вся почти по прихоти. Конечно, существуют тематические разделы: «Канон», «Репетиция», «Механизмы движения», «Мастерская», «Гиперреальность» и т.п. Заглавия звучат весомо, но стройности структуре не придают. Тем более что внутри каждого раздела стыкуются вещи предельно инородные — к примеру, посконный пейзаж заслуженного академика Ефрема Зверькова запросто может соседствовать с психоделической фантазией Павла Пепперштейна, а смачная живописная «обнаженка» кисти Ильи Машкова оказывается в непосредственной близости с ироничной фотоклоунадой Татьяны Либерман. Но эклектика устроителей не смущает — напротив, именно на ней все и базируется. Перед нами в чистом виде кураторское сочинительство, редко где убедительное. Зато в согласии с международными трендами. Поэтому и можно расценить экспозицию как шаг в заданном направлении: мол, будем придерживаться иностранных рецептов, и все само собой получится.

ИЗВЕСТИЯ, 18 февраля 2009 г.
Дмитрий Смолев.