Фантазии на тему

Журнал КУЛЬТПОХОД (№ 2)
Текст: Ольга Грошева

10 февраля — 10 мая
От штудии к арт-объекту
Московский музей современного искусства

«От штудии к арт-объекту» — под таким концептуальным названием в ММСИ открывается выставка, которая в необычном ракурсе продемонстрирует обширную музейную коллекцию и станет поводом как для культурологического размышления, так и для полета фантазии.

Для любознательного зрителя не будет открытием, что феномен штудии (или этюда) появился еще в эпоху раннего Возрождения и затем стал непременной частью академического художественного образования. За этим, по сути, ремесленным процессом скрывается одна из важнейших задач для любого художника — познание мира во всем его прекрасном многообразии и чудовищных противоречиях. У адептов классического искусства наверняка возникнет возражение: «Какое отношение к этому имеет современная живопись и скульптура, не говоря уж о видео-арте?» У публики уже выработался стереотип, что большинство произведений современных художников нацелено только на эпатаж. По ее мнению, авторы в лучшем случае просто копируют реальность и, как правило, не самую приглядную, а в худшем — переворачивают ее с ног на голову исключительно ради самого процесса.

Большую часть экспозиции выставки «От штудии к арт-объекту» как раз займут произведения художников XX-XXI веков. Что немаловажно — уже законченные работы, в которых в той или иной степени прослеживаются черты штудийности. А именно: изучение реальности через отработку и повторение определенных изобразительных приемов, аналитический подход к восприятию натуры, принцип механической повторяемости и тиражируемости мотивов.

Отдельно от контекста выставки эта научная формулировка может звучать несколько абстрактно, но для зрителей все встанет на свои места, как только они перешагнут порог музея. Первый же раздел станет подсказкой к дальнейшему арт-путешествию. Здесь будет демонстрироваться штудия в классическом ее понимании: этюдная графика XIX века из музея РАХ, учебная графика XX века из Суриковского института, несколько крупных академических полотен, а также фотографии дореволюционных учебных классов императорской академии художеств.

Второй раздел экспозиции посвящен интерпретации натуры. В качестве объекта художественного постижения здесь выступает женская или мужская модель, лицо, в том числе и самого художника, натюрморт, пейзаж. Не стоит забывать, что экспонируемые произведения все-таки относятся к современному искусству, а для, как правило, не существенны жанровые границы — поэтому, к примеру, в блоке «Автопортрет» можно увидеть фотодокументацию перформанса художника Анатолия Осмоловского и инсталляцию группировки «Синие носы».

После проникновения в суть взаимоотношений художника и модели зрители попадут в пространство «Метаморфоз», наиболее фантазийного раздела всей выставки. Здесь рассматриваются отдельные аспекты штудийности: тиражируемость мотива, когда законченным произведением выступает не отдельная вещь, а целая серия — одна из самых показательных работ в этом блоке «Memento more» Олега Кулика с десятью мордочками чучел обезьян; отсылки к классической традиции (произведения Валерия Кошлякова и др.); проблема художественного языка, продемонстрированная на примере работ московских концептуалистов...
Перечислять темы, называть имена художников, заявленных в этом разделе, можно очень долго. И вряд ли это будет настолько убедительно, как если видеть все своими собственными глазами. Главное, захотеть увидеть...