О лекторииИСТОРИЯ ИСКУССТВАСПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ ММОМА х МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ Х AKSENOV FAMILY FOUNDATION ИСКУССТВО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ В ХIХ–ХХ СТОЛЕТИЯХ ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ОПТИКА Обратная связь
 
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ОПТИКА

Авторы и лекторы курса Валерия Путинцева-Арданская и Алена Дятко. Лекции проходят по пятницам в 19:30 офлайн в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский переулок, дом 17) с онлайн-трансляцией на платформе Webinar.ru.

Все лекции курса записываются.

Стоимость разового посещения лекции — 450 ₽ (полный), 200 ₽ (льготный, приобретается на кассе Образовательного центра).

Купить курс

 

БЛИЖАЙШИЕ ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 1

ЖЕЛАНИЕ ВЕРИТЬ: ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ

12 ноября, 19:30 - 21:00
Лектор Алёна Дятко

Ни модерн с его универсальностью, ни постмодерн с его плюрализмом более не устраивают человека. Они не смогли дать устойчивых оснований для существования. Остаётся только верить. Но во что? Человек эпохи метамодерна не знает, он пытается уйти от бинарности мировосприятия модерна и от циничности постмодерна, органично сочетая в себе стремление к научной аргументации и иррациональному сакральному знанию. Продукты массовой культуры наиболее ярко отражают тенденции нью-эйдж воззрений и современных духовных практик. Именно поэтому за иллюстрациями обратимся к современной культуре, к тому, что нас окружает каждый день. В ходе беседы проясним, как связаны капитализация, концепция self-made и духовное просветление. Критически подойдем к смешиванию коктейля из Ошо, Карлоса Кастанеды и русской мистической философии начала ХХ века. И посмотрим, что общего у Марка Фишера, Елены Блаватской и «эры Водолея»?

 

ЛЕКЦИЯ 2

МЕДИАНА МЕЖДУ ОБЩЕСТВЕННЫМ И ЛИЧНЫМ: КАПИТАЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

19 ноября, 19:30 - 21:00
Лектор Валерия Путинцева-Арданская

Состояние культуры метамодерна (наступившее в 1990-е со сменой пресловутого постмодерна) характеризуется ситуацией колебания между смещенными ценностными и общественными парадигмами. Рост информационных каналов и социальных медиа приводит к расширению медиатела представителей различных социальных групп. Образ утрачивает свою сакральную функцию и становится предметом продажи на витрине глобального супермаркета индустрии развлечений. Он «пухнет» от гиперпроизводства контента в Instagram и YouTube и онлайн-кинотеатров. Социальные медиа становятся инструментами переноса субъектности на внешний мир — онлайн-сценами разворачивания своего рода эксгибиционизма и вуайеризма. Это же и приводит к стиранию границ между личным и публичным, размывая и моральные представления о допустимом и недопустимом (будь то рождение или смерть в прямом эфире).

Для понимания себя самих мы разберем все эти вопросы с учетом теории капитализма и адаптации понятия праздного класса Торстейна Веблена для цифрового мира. Также рассмотрим несколько философских позиций от Маршалла Маклюэна до Славоя Жижека применительно к функционированию образов массмедиа с учетом произведений актуального искусства.

 

ЛЕКЦИЯ 3

ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ. ГЕНДЕРНАЯ ФЛЮИДНОСТЬ: ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

26 ноября, 19:30 - 21:00
Лектор Алёна Дятко

«Я забочусь о себе, следовательно я существую». Именно так могла бы звучать характеристика человека метамодерна из уст одного француза. Следить за физическим и ментальным здоровьем, выстраивать личные границы, находить баланс между отдыхом и работой, устранять «токсичные» взаимодействия из жизни. Все эти практики определяют мир, зафиксированный в точке «Я». Сейчас опыт диалога с самим собой выходит на тот уровень, когда ответственность за вопрос гендерной идентичности переносится индивидуумом с общества на самого себя. В этом переносе само понятие гендера становится текучим, уходя от бинарности «мужское/женское». Наиболее ярко это проявляется в эстетике как в дискурсивной надстройке над телом. В ходе беседы проясним, что же такое «гендерная флюидность», каким образом кэмп и китч наиболее ярко отражают две стороны чрезмерности. Обратимся к Сьюзан Зонтаг, Жану Бодрийяру, Умберто Эко, Томашу Кулка и другим теоретикам в области прекрасного/безобразного.

 

ЛЕКЦИЯ 4

КИБОРГИ ПОСЛЕ ЭДИПА: СЛАБОСТЬ ПРИРОДНОГО ТЕЛА VS СИЛА ИСКУССТВЕННОГО ТЕЛА

3 декабря, 19:30 - 21:00
Лектор Валерия Путинцева-Арданская

Пользуясь гаджетами, мы приобретаем своего рода протезы, которые позволяют нам совершенствовать силы природного тела. Сюжеты об оживленных искусственных телах в популярной и интеллектуальной культуре (будь то изощренно-эстетичном «Солярисе» Тарковского или несколько драматичном «Я, Франкенштейн» Макгигана) сочетают в себе страхи и надежды перед машиной, которая однажды либо превзойдет своего творца, либо останется в преданном служении ему. Общая уязвимость физического тела перед механическим была охарактеризована еще в 1960-е годы через понятие «стыд Прометея» Гюнтером Эвансом. Но если в середине прошлого века компьютерные технологии еще не были настолько развиты, то сегодня перспективы создания сильного искусственного интеллекта ставят людей в уязвимое положение, где вектор силы развернут не в пользу последних.

Мы поговорим о слабости биологического тела как показателя виктимности человеческого в эпоху киборгов. Рассмотрим, как изменилась биополитика со времен Мишеля Фуко, и как актуальные направления киберфеминизма и ксенофеминизма осмысляют трансформации природного и механического в интеллектуальных штудиях. Это позволит взглянуть другим взглядом на разделение «угнетенных» и «угнетающих», доставшееся в наследство от колониального мышления с учетом новых техносценариев пересборки субъекта.

 

ЛЕКЦИЯ 5

ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАТЬ. ТРАНСГРЕССИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ

10 декабря, 19:30 - 21:00
Лектор Алёна Дятко

В привычном представлении сексуальность связывается с телесным опытом взаимодействия. В современных реалиях сексуальность трансгрессирует в другие модусы существования. Она переходит непроходимую границу человеческого, уходя в симулякры масс-медиа образов, которые транслируют и конструируют идеальные форматы женственности и мужественности в отдалении от реального человека. Но почему? В условиях постковидной ситуации с ее дистанцированностью, это особенно важно для понимания. На встрече рассмотрим сексуальность как эстетический феномен с оглядкой на кинематограф, который наиболее полно отражает изменения в представлениях общества. Опираясь на мысли Игоря Кона, Мишеля Фуко, Джозефа Кемпбелла, Наоми Вульф на период встречи выйдем за рамки стереотипов, чтобы посмотреть на конструкт дискурса сексуальности, обычно не поддающийся критическому осмыслению.

 

ЛЕКЦИЯ 6

СУМЕРКИ КУЛЬТУРЫ НАСИЛИЯ. НОВАЯ НОРМАТИВНОСТЬ ПРЕОБРАЖЕННОГО ЖЕЛАНИЯ

17 декабря, 19:30 - 21:00
Лектор Валерия Путинцева-Арданская

Способы замещения желания смерти (танатоса) или желания жизни (эроса), как было показано еще дедушкой Фрейдом, легитимизируются (т.е. определяются в качестве условно «правильных») в культурных практиках. Однако, насильственный, а не созидательный характер культуры стал предметом анализа теории критики насилия последних лет. Эта новая пересборка социального опыта также коррелирует со скрытыми проявлениями насилия в производстве образов (например, в стримминг-медиа). Она же и соотносится с телесностью субъекта, производящем добавочное удовольствие путем продажи прежде глубоко интимных переживаний.

Если еще в 1960-е постмодернизм отверг субъекта и разобрал его до «тела без органов» (Жиль Делез и Феликс Гваттари), то как сегодня понимать желания тела? Что произошло с описанным Бодрийяром экзальтированным соблазном? Как изменились формы производства насилия в культуре? Мы рассмотрим эти аспекты с учетом актуального художественного и философского дискурсов с учетом концепций Джорджо Агамбена и Джона Ролза для понимания способов новой социальной нормативности.




 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2020. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ