О лекторииИСТОРИЯ ИСКУССТВАСПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ КИНО И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА. СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН ЕВРОПЫ ЧЕЛОВЕК С ФОТОАППАРАТОМ ИСКУССТВО НОВЫХ МЕДИА: МЕЖДУ ВЫМЫСЛОМ И РЕАЛЬНОСТЬЮ MMOMA CINEMA Х МОСКОВСКАЯ ШКОЛА КИНО И ЧТО ДАЛЬШЕ? Обратная связь
 
КИНО И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

 

Автор и лектор курса Ксения Голубович — писатель, переводчик, литературный критик, кандидат филологических наук. Председатель жюри литературной премии имени Александра Пятигорского.

Ведется запись курса.

 

Стоимость

Ввиду действующих особых распоряжений Мэрии и Департамента культуры города Москвы, мы все еще не продаем билеты через кассу и за наличные.

  • Разовый билет на онлайн-трансляцию лекции вы можете купить на сайте музея в любое удобное время.
  • Разовый билет на офлайн лекцию в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский 17) вы можете купить только онлайн на кассе с помощью специального QR-кода перед лекцией.

Мы приносим извинения за возможные неудобства! Только так мы сможем обеспечить необходимый процент заполняемости зала (не превышая 50%), чтобы все могли находиться на безопасном расстоянии.

Стоимость разового билета (офлайн и онлайн): полный — 450₽, льготный — 200₽.*

*Льготный билет можно приобрести только при посещении лекции офлайн в Образовательном центре ММОМА, на касссе с помощью QR-кода и при подтверждении льготы.

 

БЛИЖАЙШИЕ ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 5

ЭФФЕКТ КИНО

13 МАРТА, 13:00 - 14:30

*Лекция проходит как офлайн в Лектории Образовательного центра ММОМА, так и онлайн на платформе Webinar.ru.

Если в прошлой лекции мы говорили о том, как режиссеры используют «современное искусство» в кино, то на этой лекции речь пойдет о киноэффектах в современном искусстве — то есть о том, что дает эффект кино, или же эффект фотографии, когда он появляется в формате «картины». Рассмотрим, как этот эффект вытаскивает зрителя из сферы чувственного восприятия, получения «удовольствия» в сферу «мыслительную» и «абстрактную»?

 

ЛЕКЦИЯ 6

КИНО И СОСТОЯНИЕ ПОСТМОДЕРНА

20 МАРТА, 13:00 - 14:30

*Лекция проходит как офлайн в Лектории Образовательного центра ММОМА, так и онлайн на платформе Webinar.ru.

И кино, и фотография – это два искусства, которые постоянно поставляют нам зрелище. Но у этого зрелища есть и опасная сторона. Киноглаз способен увидеть нас, публику, и одновременно показать нам что в нас можно смотреть. Мы сами для себя становимся большим зрелищем: смотрим на все, что с нами происходит, включая сцены массового насилия. А поскольку в массовом насилии нет героев – то «жертвами» его мы сами и являемся. Об этом часто думает постмодернизм, показывая – как в случае пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – что вина второстепенных персонажей в том, что они именно «зрители».

 

ЛЕКЦИЯ 7

ИНО-ПРОСТРАНСТВО В КИНЕМАТОГРАФЕ

3 АПРЕЛЯ, 13:00 - 14:30

*Лекция проходит как офлайн в Лектории Образовательного центра ММОМА, так и онлайн на платформе Webinar.ru.

Киберпространство способно стать страной грез и потерянным раем, манящим полнотой ощущений. Бытие киберпространства расширяет, освобождает сознание, дает возможность видеть гиперизмерения. Это пространство и креативная зона, где царствует воображение и преступление. Как писал отец киберпанка Уильям Гибсон: «сумрачная, слабо определенная область, где искусство еще не совсем переходит грань преступления, а преступление не совсем дотягивает до искусства». На лекции мы рассмотрим как артхаусные, так и голливудские примеры проявления «киберпанковской чувствительности» и различные способы создания альтернативных миров в кинематографе, включая такие известные примеры, как «Матрица», «5 элемент», «Звездные войны» и «Терминатор». Мы обсудим роль идеи интерзоны для современного искусства.

 

ЛЕКЦИЯ 8

НАСИЛИЕ И ИСКУССТВО

17 АПРЕЛЯ, 13:00 - 14:30

*Лекция проходит как офлайн в Лектории Образовательного центра ММОМА, так и онлайн на платформе Webinar.ru.

В заключительной лекции курса мы поговорим о том, что такое современность: связана ли она с неким новым типом искусства и визуальности. Устарело ли кино и современное искусство? Устарело ли само наше чувство современности? Мы связали появление «кино» и современного искусства с определенным видом «управляющей» исторической силы, а именно с выступлением «насилия» и «массового общества» на авансцену. Мы обратимся к двум важным текстам, «Разговор с японцем о языке» Мартина Хайдеггера и «Кино» Жиля Делеза, и увидим, что в этом отношении «теоретический» анализ превращает «кино» в некое размышление о современном искусстве как таковом. А после зададимся вопросом — что произойдет в эпоху, когда уже не насилие будет основным «героем» истории. Мы стоим на пороге времени, когда вместо «насилия» в прямом его смысле — в смысле тотальной войны — мы переходим как бы к насилию нового типа, а именно к тотальности контроля. Не переходят ли тогда и кино, и современное искусство в разряд «ностальгического прошлого»? И что может быть тогда нашим прогнозом в отношении?

 

 

ПРОШЕДШИЕ ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 1

ЗАРОЖДЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА

30 ЯНВАРЯ, 13:00 - 14:30

*Лекция проходит как офлайн в Лектории Образовательного центра ММОМА, так и онлайн на платформе Webinar.ru.

На первой лекции Ксении Голубович из курса «Кино и современное искусство» мы поговорим не только о том, как зарождался кинематограф и как менялось к нему отношение аудитории (ведь кино не сразу отнесли к серьезному искусству, сначала к нему относились как к части «рыночного балагана»), но и том, какие возможности появились у искусства с появлением киноязыка и новых средств передачи «реальности как она есть». В частности, мы затронем тему «насилия» и то, как она расшифровывает себя в двадцатом веке, почему оно становится столь важным и существенным – причем до такой степени, что его видят основой существования общества.

 

ЛЕКЦИЯ 2

ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН И КИНЕМАТОГРАФ

6 ФЕВРАЛЯ, 13:00 - 14:30

*Лекция проходит как офлайн в Лектории Образовательного центра ММОМА, так и онлайн на платформе Webinar.ru.

Вальтер Беньямин — немецкий философ, теоретик культуры, эстетик, литературный критик, эссеист и переводчик. А еще он одним из первых смог описать эффект воздействия новых технологий на общество и культуру и вплести его в концепцию современного искусства. Он создал «язык описания» эффектов кино и фотографии, который далеко выходит за рамки «предметного» интереса. Через призму кино и фотографию Беньямин говорил об эпохе и предлагал думать не о кино как таковом, а «посредством» кино. Какие вопросы поставил перед наукой и обществом Вальтер Беньямин? Почему именно он заставил нас иначе относится к кино? Поговорим об этом на второй лекции.

 

ЛЕКЦИЯ 3

КИНЕМАТОГРАФ VS ЖИВОПИСЬ

13 ФЕВРАЛЯ, 13:00 - 14:30

*Лекция проходит как офлайн в Лектории Образовательного центра ММОМА, так и онлайн на платформе Webinar.ru.

Техника кинематографа создает новые «мыслительные объекты». Киноглаз видит и показывает то, что пропускает человеческий взгляд. Именно изнутри кино появляются «объекты во времени» — новые «герои». Все те, например, кто может задаваться ощущением «ужаса», «страха», «саспенса» — маньяки, детективы, следователи, полицейские. «Пустынность» творит героев вестернов, «скорости», тех, чьи «сверхобъекты» – это «погоня», «поезд», «дорога». Кто такой Чарли Чаплин? Или Бастер Киттон – герои новой кинокомедии. Кто такие «кино-любовники»? Что такое вообще «кино-актер»? Что все эти фигуры «киноопыта» говорят о нас? На лекции мы продолжим размышлять о новых параметрах нашего опыта, показанного в кино. А также зададимся вопросом о том, что же называется «современным искусством».

 

ЛЕКЦИЯ 4

КИНО, СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

27 ФЕВРАЛЯ, 13:00 - 14:30

*Лекция проходит как офлайн в Лектории Образовательного центра ММОМА, так и онлайн на платформе Webinar.ru.

«Легкий и неосознанный гипноз кинематографа объясняется атмосферой темного зала, а также чередованием планов, светом и движениями камеры, которые ослабляют критический разум зрителя и оказывают на него воздействие, сходное с наваждением и насилием», – говорил Луис Бунюэль. Так он объяснял тот факт, что кино устроено не по законам логического движения от «от А к Б», а скорее, как сновидение. И чем больше мы углубляемся в историю монтажа, тем больше понимаем, что то, почему мы воспринимаем киносообщение как естественное, к «логики разума» отношения не имеет. Мы поговорим о шести видах монтажа и, наконец, подойдем к основной теме курса — тому, как современное искусство начинает «входить в кино». В фокусе обсуждения ленты: Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Ларса фон Триера, Жана Кокто и Альфреда Хичкока.




 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2020. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ