О лекторииИСТОРИЯ ИСКУССТВАСПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ ММОМА х МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ Х AKSENOV FAMILY FOUNDATION ИСКУССТВО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ В ХIХ–ХХ СТОЛЕТИЯХ ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ОПТИКА Обратная связь
 
ИСКУССТВО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ В ХIХ–ХХ СТОЛЕТИЯХ

Автор и лектор курса Ксения Голубович.
Лекции проходят по субботам в 13:00 офлайн в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский переулок, дом 17) с онлайн-трансляцией на платформе Webinar.ru.

Все лекции курса записываются.

Стоимость разового посещения лекции — 450 ₽ (полный), 200 ₽ (льготный, приобретается на кассе Образовательного центра).

Старт курса с 15 января 2022 года.

Купить курс

 

БЛИЖАЙШИЕ ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 1

РОЛЬ ИДЕЙ В ИСТОРИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВА И ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ФИЛОСОФИИ

15 января, 13:00 — 15:00

В вводной лекции речь пойдет о том, для чего и как философы и литераторы обращаются к произведениям визуального искусства, к искусству как таковому в XIX и ХХ веках. Нашими «собеседниками» будут Поль Сезан и Ван Гог, Карл Маркс и Фридрих Ницше, Уильям Моррис и Жорж Брак с Пабло Пикассо, венские акционисты и Артюр Рембо, Стефан Малларме и Ольга Седакова, Камилла Клодель, Томас Элиот, Осип Мандельштам и Гегель, Лев Толстой и Бруно Латур и многие другие из «пантеона мастеров» двух веков. Мы поговорим о том, что такое понятие «современности» и «современника», которое вырабатывается в своем радикальном виде к концу XIX века в качестве требования к человеку «Быть абсолютно современным» (Артюр Рембо). О понятии «критики» и о том, как «современность» и «критика» начинают формировать и новое искусство, и новую философию, делая их «современным искусством и современной философией».

 

ЛЕКЦИЯ 2

ФРИДРИХ НИЦЩЕ О РАФАЭЛЕ И ВАГНЕРЕ

5 февраля, 13:00 — 15:00

Знаменитый «новый» анализ трагедии и музыки Вагнера, выносящий эти явления за рамки эстетики, и показывающий их как смыслообразующие события в судьбе народа и духа. Работа Ницше с темой трагедии вопреки временным периодизациям. Разработка нового языка философствования в ходе анализа художественных произведений – об этом его важнейшая работа «Рождение трагедии из духа музыки», которую мы разберем на лекции. Здесь выковываются базовые ницшеанские термины, которые повлияют на весь XX век и кроме того здесь возникает первая теория искусства, которое потом мы узнаем как «кино».

 

ЛЕКЦИЯ 3

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР И «БАШМАКИ» ВАН ГОГА

19 февраля, 13:00 — 15:00

Знаменитый анализ Мартина Хайдеггера картины Ван Гога «Башмаки» (1886) вызвал много нареканий у специалистов, начиная с простого вопроса, «чьи» это башмаки – «крестьянина», как утверждал Хайдеггер в знаменитой работе «Исток художественного творения», или все же самого художника, как утверждают исследователи (Шапиро)? Этот вопрос оказывается принципиальным в споре о сути человеческого, вплоть до политики, и третьим в этом разговоре будет сам Ван Гог, к чьим знаменитым письмам к брату Тео нам предстоит присмотреться. Анализ Хайдеггера – это уже выход из ницшеанства и вход в новую проблематику XX века.

 

ЛЕКЦИЯ 4

ЖИЛЬ ДЕЛЕЗ И ФРЭНСИС БЭКОН: ДИЛЕММЫ ВОСПРИЯТИЯ

5 марта, 13:00 — 15:00

Знаменитый французский философ Жиль Делёз написал целую работу, посвященную британскому художнику-бунтарю Фрэнсису Бэкону, которая выглядит в оригинальном издании как двухтомник — том речей философа и том работ художника. Мы опять же будем заходить с двух сторон, со стороны Бэкона, его интервью и статей, и со стороны Делеза, его понятия телесности, становления «другим», которое он прорабатывает на своем перцептивном опыте картин Бэкона. Подробно рассмотрим вопрос о том, почему искусство и его произведения сегодня стали важнейшим перцептивным опытом городского человека послевоенного времени. Посмотрим, как Делез пытается преодолеть и Хайдеггера. Подробнее остановимся на параллели между художником и философом, которую проводит Делез, о том, что философы создают «концепты», а художники «перцепты».

 

ЛЕКЦИЯ 5

ЖИЛЬ ДЕЛЁЗ, МИШЕЛЬ ФУКО, ЖАК ЛАКАН — ОБРАЩЕНИЕ К КЛАССИКАМ ЖИВОПИСИ

19 марта, 13:00 — 15:00

В этой лекции мы обсудим то, как классики современной пост-военной философии работают с «классикой» европейской живописи, той самой, которая традиционно находится в области «воплощения» идеи и фигуративном искусстве. Знаменитая работа «Складка» Делёза была посвящена Лейбницу и его философии, однако укоренялась в характере складок картин барокко, которые исследует Делёз. Мишель Фуко анализирует «Менины» Веласкеса, а Жак Лакан – «Послов» Гольбейна. Очень важно, что все трое начинают свою работу тогда, когда претерпело изменение само понятие «идеи», когда обозначился кризис марксизма и его учения о смене «формаций», большой нарратив о начале и цели истории. Как работает «идея» в этом случае? Как работает «свободное искусство»?

 

ЛЕКЦИЯ 6

СЛАВОЙ ЖИЖЕК И АЛЬФРЕД ХИЧКОК: АПРОПРИАЦИЯ ОБРАЗОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

2 апреля, 13:00 — 15:00

Книга, принесшая первое внимание пост-модерному Славою Жижеку и всей словенской группе – «Все, что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока» – название парафраз известного фильма Вуди Аллана «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить». Это – лакановский анализ, но принципиально примененный уже к «низкому», «массовому жанру», к работе самого кассового режиссера, одного из основателей триллера, и главного изобретателя саспенса. Того самого варианта «идеи», который действует на зрителя поверх материала. Зловещего предчувствия того, что должно сбыться. Мы отступаем здесь в сферу «кино» – чтобы поговорить о нем, как об одном из визуальных искусств, оказавшем огромное влияние на все современное искусство. В этой лекции мы обсудим то, о чем не мог говорить XIX век, всегда работавший с «лучшими образцами». О массовом искусстве и о работе художников и интеллектуалов с ним.

 

ЛЕКЦИЯ 7

ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН О ФОТОГРАФИИ И ЖИВОПИСИ

16 апреля, 13:00 — 15:00

Речь пойдет о текстах Вальтера Беньямина о фотографии и кино и о ее отличии от живописи. Мы посмотрим, где происходит слом между двадцатым веком и даже всей предшествующей традицией «свободного» искусства. И поговорим о понятии «бессознательного», которое приходит на место «разума», создавая новый тип картин и объектов, которые теперь мы называем «произведениями искусства». Фридрих Киттлер и его курс лекций «Оптические медиа», посвящен показу истории Европы через истории и детали развития именно визуальных средств репрезентации. Мы обратимся к «медиа-философии» как к одному из важных жанров пост-тоталитарного философствования о визуальности в целом.

 

ЛЕКЦИЯ 8

ФИЛОСОФЫ, ХУДОЖНИКИ, КУРАТОРЫ — ДИАЛОГИ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

30 апреля, 13:00 — 15:00

Заключительная лекция будет посвящена важному для века после «конца истории» разговору о самой «эмансипации эмансипации», то есть все большего высвобождения речи об искусстве, а значит о нас самих, из Больших триумфальных нарративов. Мы поговорим о понятии «точки», понятии самого «конца» — истории, искусства и прогресса, как о ведущим понятии современности.

Мераб Мамардашвили и Франсиско Инфанте много раз обсуждали определения «точки» и «бесконечности». Именно артефактами Инфанте были проиллюстрированы обложки изданий Мамардашвили, хотя довольно сложно говорить о них как о прямых иллюстрациях «идеи». Сам кризис понятия «искусства» мы проследим на примере текстов Жака Деррида и Ольги Седаковой, посвященных Рембрандту и его «слепоте», которая, казалось бы, вообще противоречит идее «визуальности» как таковой и, однако, вполне может встать в центр современного размышления о визуальном. Ведь главным содержанием образа, с точки зрения и философии и новейшей критики, является на деле то, что остается в нем невидимым.




 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2020. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ