«Путешествие Нецезиудик в страну Бробдингнегов» (Маяковский/Осмоловский)
Фотоперформанс «Путешествие Нецезиудик в страну Бробдингнегов» был осуществлен в самый активный для художника период акционистской деятельности. К тому моменту уже были проведены знаменитые акции «Слово» на Красной площади и «Указательный палец». Для этой акции художник взял в аренду подъемный кран, с помощью которого поднялся на высоту «плеча» памятника Маяковскому на Триумфальной площади, закурил «буржуйскую» сигару и был запечатлен в таком виде московским фотографом Игорем Мухиным.
Возможность просто арендовать подъемный кран и без последствий залезть на памятник сейчас кажется эпизодом из области фантастики. Этот факт сам по себе делает работу знаком времени. Фигура Маяковского для Осмоловского играет здесь роль символа авангарда, ценность которого вовсе была потеряна в 1990-е годы. К слову, сам Осмоловский начинал свою художественную карьеру как поэт и считал себя последователем футуристов. В этой акции художник меняет свое положение относительно памятника с привычного любования на равенство. Такая позиция во многом отражает, с одной стороны, состояние культурных иерархий того времени, с другой – заявляет о близости художников в авангардном импульсе.
Ольга Данилкина