«Автопортрет в лифте»
Приглушенное освещение, узкое пространство, пассажир лифта, глядящий на свое отражение в зеркальном потолке и светящийся красным номер этажа — 19-ый. Лифт — одно из тех немногих пространств, где человек на несколько секунд оказывается наедине с собой. Не правда ли, подходящее место для вглядывания в себя? Несмотря на эскизность и невозможную для старых мастеров ситуацию позирования, портрет роднит с ними землистый колорит и пристальный взгляд, направленный на зрителя (на самом деле, художника на себя самого). На картине вместе с ее героем — застывшая действительность, словно короткий транзит между дорогой и пунктом назначения, будь то возвращение или уход из дома. Рамка узкого лифта высокоэтажки работает как рамка схваченной действительности. В ее центре человек, вобравший среды, в которых спаяны бесформенные слои времени и «я».
Искусство Павла Отдельного у знакомых с его живописью (одной из форм его работы наряду с инсталляциями, текстами, реди-мейдами, фотографиями) часто ассоциируется с индустриальным безжизненным пейзажем, но едва ли его главный художественный фокус нацелен на схватывание картин из бетона, ржавчины и геометрии пятен. Лапидарность, определенная монотонность и по-своему «широкоугольный» взгляд на пейзаж всегда ловят не объем, а воздух — с примесями, тяжелый, влажный или стремящийся к вакууму. Так, и все обыденное на первый взгляд — зарисовка своей смятой подушки или отражения в лифте — через наблюдение и размышление рождает рефлексию, неординарное внимание к своему присутствию и самой жизни.
Елена Милановская