Из серии «Memento Mori»
Радикальные эксперименты Кулика и, особенно, его опыты с животными вызывают у консервативного зрителя резко негативную реакцию вплоть до агрессии. И тут приходит понимание того, что Кулик предлагает зрителю заглянуть в зеркало. Как говорит сам художник: «Сделать так, чтоб у людей был рефлекс хвататься за дубинку, а потом преодолевать эту агрессию в себе – это и есть высшее искусство».
Фотосерия Кулика с портретами мертвых обезьян была первой серией, в которой художник не документировал собственные акции, а показал крупным планом само животное. Кулик сделал буквально «паспортные» портреты чучел обезьян. Обезьяны глядят своими безумными искусственными глазами, отчетливо видны токсидермические швы, обозначено название серии – Memento Mori – помни о смерти.
Владимир Прохоров
Фрагмент статьи для сборника «Фотография»
из серии путеводителей «Двадцать пять»