«Эшелон»
Инсталляция «Эшелон» состоит из трех масштабных видеоизображений, окружающих зрителя, вовлекающих в свой грозный техногенный мир. Словно в компьютерной игре они создают впечатление дополненной реальности и вместе с тем имитируют формальный язык «живого» кино. Две настенные проекции демонстрируют композиционно зеркальные сцены: однотипные вагоны поезда и грузовики неумолимо движутся к неизвестной цели, вглубь гнетущего, безлюдного пейзажа (соответственно, зимнего и осеннего). На напольной проекции изменяется не только время года, но и ракурс: зритель смотрит на зеленеющий ландшафт российской средней полосы через люк летящего самолета, периодически сбрасывающего на землю загадочный груз.
Зацикленное ритмизованное действо – своеобразный военный марш, участником которого становиться сам зритель, – свидетельствует о будто бы разворачивающейся мобилизации. Скудность повествовательных деталей при общем лаконизме «картинки» только усиливает чувство тревоги и страха (то, что в кинотерминологии принято называть «саспенс»). И хотя авторы отрицают политизированность собственного творчества, «Эшелон», этот визуально эффектный видеотриптих, можно воспринимать как антиутопический образ обезличенного насилия, закономерность которого уподоблена бесстрастному течению жизни, перманентным ритмам природы.
Андрей Егоров, Анна Арутюнян