«Автопортрет»
«Автопортрет» из собрания нашего музея написан Казимиром Малевичем незадолго до смерти. Картина ярко иллюстрирует последний, «реалистический» поворот в длительной творческой эволюции изобретателя супрематизма. Испытывая идеологическое давление со стороны сформированного в 1932 году Союза художников, Малевич в этот период навсегда отказывается от авангардного языка – однако продолжает формальные поиски.
На своем «Автопортрете» Малевич предстает в романтическом образе погруженного в раздумья живописца, новатора и визионера во всеоружии мастерства. Используя целый спектр приемов – свободные широкие мазки и непроницаемый черный фон, цветные рефлексы и глубокую светотень, – он вовлекает зрителя в своеобразную стилистическую игру: отсылает к импрессионизму (точке отсчета собственного творческого пути), но одновременно заставляет вспомнить и о великих художниках прошлого, Караваджо и Веласкесе. Пристально глядя на себя в зеркало, ниспровергатель традиций размышляет о судьбе живописи и о своей роли в истории искусства.
Анна Арутюнян