«Автопортрет»


«Автопортрет» из собрания нашего музея написан Казимиром Малевичем незадолго до смерти. Картина ярко иллюстрирует последний, «реалистический» поворот в длительной творческой эволюции изобретателя супрематизма. Испытывая идеологическое давление со стороны сформированного в 1932 году Союза художников, Малевич в этот период навсегда отказывается от авангардного языка – однако продолжает формальные поиски.

На своем «Автопортрете» Малевич предстает в романтическом образе погруженного в раздумья живописца, новатора и визионера во всеоружии мастерства. Используя целый спектр приемов – свободные широкие мазки и непроницаемый черный фон, цветные рефлексы и глубокую светотень, – он вовлекает зрителя в своеобразную стилистическую игру: отсылает к импрессионизму (точке отсчета собственного творческого пути), но одновременно заставляет вспомнить и о великих художниках прошлого, Караваджо и Веласкесе. Пристально глядя на себя в зеркало, ниспровергатель традиций размышляет о судьбе живописи и о своей роли в истории искусства.


Анна Арутюнян


1934

Холст, масло

55х45


    Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
    Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.