Виталий Комар и Александр Меламид

1943, 1945


Виталий Комар и Александр Меламид вошли в историю как создатели нового направления в русском неофициальном искусстве 1970-х – соц-арта. Они же придумали название этому течению, основанному на обыгрывании советской художественной эстетики. Термин «соц-арт» легко прижился. По звучанию и содержанию он представлял собой соединение соцреализма и поп-арта. Подобно тому, как поп-арт использовал образы продуктов потребления американского капитализма, соц-арт вбирал в себя советскую коммунистическую символику. Образы, заимствованные из массовой культуры, получали здесь иную интерпретацию. «Если поп-арт был порожден перепроизводством вещей и их рекламы, то соц-арт был порожден перепроизводством идеологии и ее пропаганды, включая визуальную.» – как писал Виталий Комар.

Возникший как эстетическая игра, соц-арт соединил в себе прежние образы соцреализма и постмодернистское понимание задач искусства. Как течение он во многом определил представление о современном советском искусстве за рубежом. Соц-арт объединил таких масте ров как Эрик Булатов, Эдуард Гороховский, Александр Косолапов, Леонид Соков, Борис Орлов, Ростислав Лебедев, Дмитрий Пригов, Гриша Брускин, группы «Гнездо» и «Мухоморы». У каждого был свой индивидуальный метод, но все они работали с мифами и стереотипами коллективного сознания советского общества ХХ века.

Тексты лозунгов, портреты вождей, спортсменов, пионеров и рабочих, гербы и знамена появляются в работах Комара и Меламида в новом качестве. Их произведения ломают стереотип восприятия социалистического реализма, предназначенного исключительно для решения агитационных задач. В 1972-1974 годах Комар и Меламид создали цикл картин под общим названием «Соц-арт». В него вошли такие работы как «Не болтай», «Двойной автопортрет в виде Ленина и Сталина», «Пачка сигарет „Лайка“» и др. В картинах этой серии Комар и Меламид присвоили язык соцреалистической живописи, подписав своими именами советские лозунги и плакаты. Представив соцреализм как собственный авторский стиль, они изобразили портреты жен в стилистике оформления официальных учреждений на темы материнства и детства и свои автопортреты в медальоне, прямо отсылающие к иконографии двойного портрета Ленина и Сталина.

Юлия Матвеева

Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.