Криммер Эдуард
1900-1974
Эдуард Криммер – график, мастер декоративно-прикладного искусства, живописец, скульптор, дизайнер, художник театра и кино – обладал натурой художника универсала. Учился в Одесском художественном институте на факультете театрально-декорационнного искусства (1918-1922). С 1923 жил и работал в Петрограде/Ленинграде.
Криммер начинал как театральный декоратор и уже в первых своих работах проявил себя сложившимся мастером. На протяжении 1920-х годов Криммер активно занимается книжной иллюстрацией, сотрудничая с таким корифеем графики, как Владимир Лебедев. Позже, в предвоенный период, он работает в качестве художника-оформителя в детских журналах «Ёж» и «Чиж».
Важным событием в творческой биографии Криммера явилось знакомство с Казимиром Малевичем и художниками его круга в конце 1920-х годов. В течение нескольких лет Криммер изучает живописную систему постсупрематизма, основанную на особом «пластическом» понимании рисунка и цвета. В эти же годы руководил созданной им модельно-проектировочной мастерской по конструированию мебели (ИЗОРАМ). Этот опыт был востребован при оформлрении выставок и экспозиций. К числу значительных работ в этой области принадлежит проект центральной установки «Конституция» на Международной выставке в Нью-Йорке 1939 года, исполненный в соавторстве с Л. Юдиным и К. Рождественским.
В послевоенные годы деятельность Криммера протекает в основном в сфере декоративно-прикладного искусства – художник проектирует изделия из стекла и фарфора. Вещи, созданные им в период работы на Зеркальной фабрике и фарфоровом заводе им. Ломоносова в Ленинграде, неизменно получали высокую оценку специалистов. Примечательно, что в них художник по-своему развивал идеи авангарда и каждые раз находил необычные новаторские решения, во многом определившие стиль всей отрасли на годы вперед.
Катерина Зайцева
Фрагмент статьи для сборника "Авангардные течения в русском искусстве первой трети XX века" из серии путеводителей "Двадцать пять"