Свешников Борис

1927-1998


Борис Свешников – один из самых удивительных и тонких мастеров отечественного искусства второй половины ХХ века. Он из тех художников, кто сумел не просто выжить в условиях репрессий, но обрел полную свободу духа и создал свой, совершенно особый, живописный язык. Свешников, учившийся в Московском художественно-педагогическом училище, в девятнадцать лет вместе с другими студентами был осужден по сфабрикованному делу об антисоветском заговоре и подготовке покушения на Сталина. Восемь лет, которые молодой художник провел в тюрьмах и лагерях, непосредственным образом отразились не только на его характере и отношении к жизни, но и на его творчестве.

Именно в так называемой «Лагерной сюите», серии рисунков, созданных в заключении, определились главные темы и художественный строй искусства Свешникова. Отныне для многих его произведений будет характерно сочетание мелких фигур со вселенским масштабом композиции, смешение подмеченного в жизни и фантастического, современных реалий и образов прошлого, сложное пространственно-временное построение композиций, где не по законам логики, а скорее в соответствии с логикой сна или видения трансформируются мотивы и образы. Частные вопросы, заданные в каждой отдельной сцене, при всем их многообразии и алогичном сочетании, подчинены, как правило, главным темам творчества художника – вездесущей смерти и абсурдности жизни. Свешникову удается мастерски увязать земное измерение, без которого обращение к этим темам невозможно, с вневременным характером целого.

Оксана Воронина

Фрагмент статьи для сборника "Романтики в отечественном искусстве второй половины XX века" из серии путеводителей "Двадцать пять"

Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.