Андронов Николай

1929-1998


Фигура Николая Андронова – одного из основоположников «сурового стиля», приверженцы которого заявили в конце 1950-х о своем стремлении к преодолению фальши в искусстве и к отражению мировосприятия рядовых современников, – вызывала много споров как в советское время, так и в позднейшее. Если советских искусствоведов пугали «нарочитый аскетизм» и «мрачность взгляда» Андронова на повседневную жизнь родной страны, то новейшие критики считают мастера официальным советским художником, едва ли сказавшим что-нибудь ценное в искусстве, но создавшим себе при этом имидж героя-правдолюбца, противостоящего идеологии.

Собственно, героем он стал после печально знаменитой выставки «30 лет МОСХ» 1962 года, посещение которой Н. Хрущевым ознаменовало новый поворот к ужесточению идеологического контроля в сфере культуры. Произведения Андронова, представленные на этой выставке, были среди главных объектов нападок, и впоследствии художника исключили из всех творческих организаций. Однако уже в 1976 году он возглавил секцию монументальной живописи МОСХа и вплоть до конца 1980-х много работал над самыми разными, в том числе очень крупными, проектами оформления архитектурных сооружений. При этом искусство Андронова никогда не было политизированным; к его чести нужно сказать, что он умел оставаться самим собой и независимо от своего положения – изгнанника или высокого начальника – заниматься тем, что ему было интересно. А его интересовала, прежде всего, старая проблема – как выразить идею в живописном произведении средствами самой живописи и как говорить об извечных ценностях на языке современности.

Оксана Воронина

Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.