Андрей Ланской
1902-1976
Один из ярких представителей русской художественной эмиграции первой половины ХХ века во Франции, относящийся к так называемой «Второй Парижской школе», Андрей Ланской сначала учился в Пажеском корпусе в Петербурге, а затем в частном лицее. В 1918 году переехал с родителями в Киев, где недолгое время обучался живописи в студии Александры Экстер. В 1921 году Ланской оказался в Париже, посещал Академию Гранд Шомьер, какое-то время занимался в мастерской Сергея Судейкина.
К концу 1930-х годов под влиянием Василия Кандинского и Пауля Клее Ланской переходит от примитивистского фовизма к фигуративной живописи с элементами абстракции. Фигуры и предметы в его произведениях приобретают все более геометрические формы, появляются абстрактные элементы, обозначенные цветовыми пятнами. Ланской часто повторял, что «цвет имеет тенденцию разрушать форму». Постепенно цвет становится главным элементом его картин.
В 1942 году художник показал первые абстрактные работы на персональной выставке в парижской галерее «Берри-Распай», в 1944 году – в галерее Жанны Бюше. В том же году, ставшим судьбоносным для Ланского, он познакомился с художником Николя де Сталем, что стало началом их долгой дружбы. В 1950-х годах Ланской работал над абстрактными гуашами, создавал композиции в технике коллажа, а также эскизы для ковров и гобеленов, нашел себя в качестве художника-иллюстратора.
Евгения Сергеева-Зельфонд