Беленок Петр

1938-1991


Петр Беленок родился в деревне Корогод под Чернобылем. Окончил художественную школу в городе Киеве; спустя некоторое время учился в Киевском государственном художественном институте по специальности «скульптор». В Москву художник переехал в 1967 году и тогда же был принят в Союз художников СССР. Единственная персональная выставка Беленка состоялась в 1972 году в знаменитом в то время кафе «Синяя птица». В 1970-1980-х годах участвовал в групповых выставках в Москве и за рубежом. В частности, в выставках 1975 года на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство» и «Дом культуры», с 1977 года принимал участие в выставках на Малой грузинской, 28, участник третьей выставки «20 московских художников» и выставок группы «21».

Петр Беленок в шутку называл свою живопись «паническим реализмом». Первая часть этого определения очевидна даже при беглом взгляде на его работы: из картины в картину переходит мотив катастрофического космического явления, несоизмеримого с человечками, захваченными его волной, которые его либо созерцают, либо убегают от него в панике. Художник выступает в качестве демиурга, каждый раз ставящего своих героев в крайне неудобное положение, подвергающего созданный им мир встряскам, взрывам и почти что гибели. По свидетельству некоторых его современников свои большие картины Беленок демонстрировал в мастерской, включая при этом музыку Кшиштофа Пендерецкого – и это было подобно фильму об атомной катастрофе. Иногда образы Беленка трактуют как предчувствие аварии на Чернобыльской АЭС.

У «катастрофической» живописи Беленка есть свой изобразительный «канон». Картины делится на две зоны: нижнюю  светлую, в которой помещены человеческие фигурки, и верхнюю, занимающую несравнимо большую площадь, где на темном фоне красуется абстрактная фигура  некая сверхсубстанция, в которой заключена мощная энергия. Она передаётся ташистским взмахом кисти – этот динамичный жест, возможно, совершался художником уже после кропотливой работы по расположению фигур в нижнем ярусе картины. Получившаяся фигура являла собой живопись в чистом виде, её стихийная беспредметность резко контрастировала с реалистичной составляющей картины, в результате чего возникал эффект «вторжения иного мира».

Излюбленные краски Беленка тоже контрастны по отношению друг к другу. При помощи белого и чёрного цвета ему всякий раз удавалось создать лаконичную «гибель Помпеи», ничем не уступающую по силе и зрелищности своей классической предшественнице.

«Маленьких человечков» Петр Беленок по большей части вырезал из спортивных газет и журналов – именно там можно было обнаружить фотографии бегущих, прыгающих, падающих, кричащих спортсменов и болельщиков. В многофигурных композициях художник использовал разные по масштабу фигурки, располагая их согласно заданной перспективе и покрывая белилами – так, что наклейки было трудно отличить от живописного изображения. Включение фотографий вполне оправдывает закрепившуюся за Петром Беленком славу пионера отечественного фотореализма, недаром и самоназвание его живописной системы включает в себя слово «реализм». Художника можно было бы окрестить и гипперреалистом, и тем самым отдать дань не столько использованию фото в его картинах-коллажах, сколько правдоподобности происходящих в них катаклизмов.

Катерина Зайцева

Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.