Гробман Михаил

1939


Михаил Гробман  один из ключевых персонажей «второго русского авангарда», его «организатор», летописец, хранитель и вдобавок  автор термина. В большой степени признание этого периода как эпохи ещё одного «авангарда» в отечественном искусстве произошло не без гробмановского участия. Уехав в 1971 году в Израиль, художник пропагандировал творчество своих московских друзей: читал лекции, составлял каталоги и писал статьи, а в 1988 году организовал в Тель-Авивском музее выставку своего московского собрания «Авангард  революция  авангард». По следам этой выставки в 1993 году в музее Людвига (Кёльн) была открыта экспозиция «Русский художественный авангард в XX веке». Гробман вел дневники, в которые с точностью хроникёра заносил числа, имена, события, бытовые детали жизни современного ему андеграунда  все они сейчас опубликованы.

В начале 1960-х им был изобретен стиль «магического символизма», работы которого населяли мифологические и фольклорные герои и включали в себя текст, как и многие работы примитивистов начала века. Осмысление опыта таких художников и поэтов как Ларионов, Бурлюк, Хлебников, Малевич, стало составной частью искусства и философии Гробмана  его живописи, художественных акций и манифестов. «Магический символизм» во многом опирался на еврейскую традицию, её мифологию, священные тексты, особое отношение к изображению видимого мира и богатый арсенал символов. В 1960-е помимо «лубочных» сюжетов и символических построений, Гробман пробовал себя в коллаже, выстраивая из вырезок лаконичные композиции, напоминающие формулы и сдержанные супрематические конструкции, в противовес привычной калейдоскопичности этого жанра. В коллажах портреты русских полководцев и фотографии политических деятелей совмещались с вырезками из анатомического атласа. В наиболее известной работе этой серии  «Генералиссимус»(1964)  была использована фотография Сталина  в этом жесте некоторые исследователи видят предвестие соц-арта. Коллаж, как показывает время, стал своеобразным творческим полигоном мастера.

Оказавшись в Израиле, Гробман вновь явился нон-конформистом уже по отношению к израильскому искусству 1970-х, которое, по словам самого художника, ориентировалось на Запад, пренебрегая своим потенциалом и самобытностью. В 1975 году Гробман организовал группу «Левиафан»  своеобразную школу художников, вместе с которыми он устраивал выставки и перформансы. В манифестах «Левиафана» опровергались, и по сей день опровергаются те явления в искусстве как израильском, так и международном, которые художник считает устаревшими и «застойными», а также многие современные направления искусства, которые ориентированы на рыночную выгоду и популярность, а не на этический и эстетический смысл творимого.

Катерина Зайцева, Ольга Данилкина

Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.