Цадкин Осип

1890-1967


Осип Цадкин, как обычно говорят европейские исследователи – «французский художник русского происхождения». Он уехал в Париж еще 19-летним юношей и больше на родину не возвращался. До поездки во Францию три года прожил в Англии, а родился и первые годы свои провел в Витебске и Смоленске, где получил начальные навыки изобразительного мастерства. Он поистине интернациональный художник, в его творчестве сложно отметить тяготение к определенной художественной школе. Индивидуальный стиль мастера, сложившийся за несколько десятилетий, имеет, несомненно, свои заимствования, однако он стал самодостаточным и узнаваемым. Помимо скульптуры Цадкин работал в графических техниках – гуаши, акварели, гравюре, а также писал стихи. Но творческую славу ему принесла все-таки скульптура, ставшая украшением многих городов мира: Парижа, Роттердама, Амстердама, Иерусалима и других. Вместе с Архипенко и Липшицем Цадкин явился родоначальником кубистической скульптуры. Он был одним из немногих скульпторов модернизма, работавших с деревом. Чаще всего он выбирал грушу и дуб.

Известность к мастеру пришла достаточно рано – первая персональная выставка состоялась в 1919, а в 1921 году уже была написана первая монография о его творчестве, автором которой стал Морис Рейналь. В Париже Цадкин поселился в знаменитом «Улье», что способствовало и творческому общению, и новым дружеским отношениям с Бранкуси, Липшицем, Пикассо, Сутиным и другими. Однако первое время он испытывал сильное одиночество, бороться с которым помогало занятие скульптурой. Подобное же чувство вновь овладело им в вынужденной эмиграции в Нью-Йорк (1941-1946), куда он бежал от угрозы нацизма – будучи еврейского происхождения он мог попасть в концлагерь.

Основой образов Цадкина, базисом его творческих экспериментов всегда остается человеческая фигура. По сути, все его творчество – изучение экспрессивных возможностей фигуры. Что-то добавляя или редуцируя, деформируя, упрощая или же гипертрофируя, скульптор добивается нужных акцентов, выражения своих мыслей и чувств. Увлеченный кубизмом в 1910-1920-е годы, он геометризует фигуры, заостряя углы, вводя вогнутые поверхности; в конце 1920-х он переходит к более органическим формам, сохранив заимствованный из кубизма симультанизм; в 1930-е годы его скульптура приобретает почти барочное движение, в основе которого повышенная экспрессия, обилие гнутых форм.

Цадкин никогда не уходит от фигуративности. Тем не менее, работая в ее рамках, создает скульптуры, которые нельзя назвать традиционными, классическими, они – несомненный продукт нового времени, эпохи экспериментов. Однако в своих исканиях Цадкин не порывает с прошлым. Свое отношение к классическому в искусстве Цадкин выразил следующими словами: «В искусстве нет прошлого, только волнующее настоящее, озаренное мудрой улыбкой прошлого». Несмотря на такую любовь к человеческой фигуре, портретов в творчестве Цадкина чрезвычайно мало; его творчеству свойственны метафорические образы, причем зачастую с несколькими значениями, что нередко подчеркивается автором в названии.

Дарья Воробьева

 

Любое копирование контента с сайта mmoma.ru возможно только после получения письменного разрешения и или лицензии от ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства».
Любое несанкционированное скачивание в целях дальнейшего публичного использования преследуется по закону в рамках ст.146 УК РФ.