Evaluation service

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства

представляют

Василь Ханнанов
Сфера интимного
Даты проведения: 12 августа — 26 сентября 2010
Адрес: Московский музей современного искусства, Тверской бульвар 9
Открытие: 11 августа в 19.00

Представленный в Московском музее современного искусства цикл произведений «Сфера интимного» был создан Василем Ханнановым в очень короткий срок — за три летних месяца 2003 года. Жанр этого проекта трудно определить — это и живопись, и объекты, и перформанс. Цикл состоит из картин-оттисков, оставленных на простынях телами самого автора и людей, участвовавших в проекте.

Василь Ханнанов ставил перед собой задачу запечатлеть посредством складок на простынях ту информацию, которую несет в себе душа, говорящая на языке изгибов и тепла человеческого тела. Эти огромные, наклеенные на плоскость холста простыни — своего рода изображения обнаженной натуры, отпечатанные ею самой. Но в отличие от простого натурного изображения, автор стремится передать лишь внутренний мир, нивелируя при этом телесность. Труд самого художника здесь скорее технический: он должен закрепить неповторимый ландшафт складок, ни в коем случае не исправляя его.

Цикл «Сфера интимного» включает в себя несколько серий: «Память тела», «Небесные ангелы», «Времена года», «Музыка сфер», а также отдельные картины, написанные как парафразы на те или иные темы. Например, «Времена года» создавались под соответствующую музыку, стихи, разговоры и воспоминания о ночах, пережитых в определенное время года. А над серией «Музыка сфер» художник работал вместе со своим сыном — скрипачом Чингисом Ханнановым. Музыкант подсказывал живописцу пропорции, формы и цвета — так родились «Бах», «Бетховен», «Моцарт», «Чайковский», «Шопен» и «Паганини». Потом возникли фантазии по мотивам известных картин Пикассо, Мане, Веласкеса, где известные сюжеты Ханнанов интерпретировал собственными средствами.

Василь Ханнанов о проекте «Сфера интимного»:

Внутренний мир человека, его характер, образ мыслей всегда выражены пластически — то есть, каждое его движение или положение тела говорит о его внутреннем состоянии. Это самое состояние пытаются выразить художники — чем талантливее, тем вернее.

Те отношения, которые складываются между художником и холстом, разнообразны и бесконечны, их трудно чем-то ограничить — и, как все бесконечное, они неуловимы. Эту неуловимость я и пытался зафиксировать.

Во всем этом, несомненно, присутствуют игра, воображение и повышенная сексуальность. Ведь творчество — процесс интимный. Это довольно тонкая вещь, и я не удивлюсь, если это не сразу поймут, ведь это не совсем то, что привыкли видеть на картине.

Работа над циклом не закончилась и вряд ли когда-нибудь закончится. Возможно, я когда-нибудь опять вернусь к этой теме. Ведь «Бог в наших спальнях каждую ночь».

Биографическая справка:

Василь Ханнанов родился 26 сентября 1956 года в городе Октябрьском Республики Башкортостан. В 1979 году окончил Уфимское училище искусств. С 1980 года принимает активное участие в выставках. Живописец, график, художник ассамбляжа и инсталляций, организатор и участник перформансов. Заслуженный художник Республики Башкортостан. С 1990 года возглавляет творческое объединение «Чингисхан». В 2002 году открыл в Уфе Музей современного искусства Республики Башкортостан имени Наиля Латфуллина. Главный редактор «ВысокоХудожественного» журнала («ВХ»). Живет и работает в Уфе.

Публикации в прессе:

«Тело как образ. Территория интимного». Газета «Вечерняя Москва» №150 (25418) от 13.08.2010
Екатерина Тарасова «Бог в наших спальнях каждую ночь! Любовь и смерть в затейливых картинах Василя Ханнанова». Газета «Московский комсомолец». 12 августа 2010
Дмитрий Буткевич. «Простынки с выставки. Работы Василя Ханнанова в Московском музее современного искусства». Журнал «Итоги» №33 / 740 (16.08.10)
ВЕЛИМИР МОЙСТ. «Василь Ханнанов. Сфера интимного. Живопись, объекты, перформанс». Газета.ру