Правительство Москвы
Департамент Культуры Правительства Москвы
Российская Академия Художеств
Московский Музей Современного Искусства
ArtIs Foundation
Labuart & co

Vanitas. Смыслы и символы в творчестве современных европейских художников
Кураторы: Сабина Оруджева, Лариса Бювалда
Даты проведения: 14 ноября по 9 декабря 2012
Адрес: Тверской, 9

Смыслы и символы в творчестве современных европейских  художников

Участники:
Лит Харинга и Мартин ван Карлсбек  - инсталляция, скульптура
Ханс Оп де Бейк  – видео-apт,фотография
Маргрит Смюлдерс - фотография
Ричард Кайпер  - фотография
Эрвин Олаф  - фотография
Бук да Фриз - скульптура 
Персин Брурсен & Магрит Лукаш - видеоарт

На протяжении  нескольких  веков  натюрморт  служил лишь фоном  для парадных портретов,  сюжетов изображавших сцены из жизни святых  и героев античности. Он  окончательно оформился в  качестве самостоятельного жанра живописи  лишь в творчестве голландских и фламандских художников  XVII века.  Предметы, изображенные на натюрмортах этого периода композиционным центром которых было изображение человеческого черепа, содержали скрытую аллегорию  быстротечности всего земного и неотвратимости смерти. Эти произведения получили имя Vanitas.

Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Из книги Экклезиаста:  «Суета сует, все есть суета» (vanitas, лат. букв. - «суета»  Впервые это  выражение встречается в латинском переводе Библии,  его  авторство  приписывают царю Соломону.

Vanitas -   живописный жанр, аллегорический натюрморт, композиционным центром  которого было изображение    человеческого  черепа. Драгоценности, кубки, цветы и предметы роскоши  в натюрмортах  Vanitas  увядают или  изображаются небрежно в беспорядке, обесценивающим   земные  достижения и благополучие человека.  Все эти предметы лишь  напоминают  о бренности  жизни,  мимолетности  удовольствий и  ускользающей красоте.  Мрачные  аллегории и  цветы,  которые   изображали  на реверсах  картин  Vanitas с атрибутами смерти,  являются самыми  ранними  примерами натюрморта (nature morte) в европейском  искусстве XVI-XVII  века, жанра  родившегося и завоевавшего популярность сначала в Нидерландах и Фландрии,  а впоследствии  во Франции и Италии.

По мере   распространения   барокко  натюрморты  Vanitas  становились все более жизнеутверждающими и пышными. Художники XVII  века перестали изображать череп  в центре  композиции и более тактично  включали его в сюжет, а впоследствии  и совсем от него  отказались,   так  натюрморт стал независимым от религиозной   морали   жанром мировой живописи.

Кураторы выставки Cабина Оруджева и Лариса Бювальда предлагают современную трактовку классического жанра. В наше время художники используют те же символы, что и нидерландские живописцы XVI–XVII веков, но переводят их на актуальный язык.

И по-прежнему  тема  современных  Vanitas  не предметы,  изображенные  их авторами,  а  предчувствие,  размышление о быстротечности земных благ, предупреждение  о тленности бытия, тревога  и  неизбежность смерти.

Экспрессивно абстрактные   скульптурные композиции   пиршеств и пышных  букетов   - типичные  сюжеты натюрмортов современных европейских  художников, вновь   призывают нас  к рефлексии о мимолетности всего  земного  и  зависимости  человека  от  времени и милости природы.