Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства

представляют

Сесилия Паредес
Частный сад
Даты проведения: 21 декабря 2010 — 23 января 2011
Адрес: Московский музей современного искусства (Тверской бульвар, 9)

Московский музей современного искусства открывает персональную выставку всемирно известной перуанской художницы Сесилии Паредес (Cecilia Paredes). Проведя детство в Перу, она продолжила образование в Великобритании, а затем в Италии. Потом Сесилия вернулась на американский континент — в настоящее время она живёт между Филадельфией, Лимой и Коста-Рикой. Кочевая жизнь и многочисленные путешествия — её постоянный источник вдохновения. При этом художница не забывает своих корней — именно латиноамериканское происхождение сделало Паредес чрезвычайно восприимчивой к красоте и разнообразию природного мира.

Ещё в детстве Сесилия делала коллажи из веток, листьев и других природных материалов. Свою профессиональную карьеру она начинала как живописец, потом увлеклась трёхмерными объектами и наконец пришла к фотографии. Художница говорит о себе: «Я как ворона — лечу и подбираю всё, что может мне понадобиться для выражения моих идей». Свои произведения Паредес называет фотоперформансами: с помощью ассистентов автор расписывает и украшает собственное тело, вживается в образ и позирует перед любимой камерой Hasselblad. Сесилия в буквальном смысле слова растворяется в своих работах, используя тело как чистый холст.

Выставка «Частный сад» объединяет произведения из двух больших серий — анималистической и пейзажной. В работах анималистического цикла Сесилия примеряет на себя образы животных либо вымышленных мифических существ — в результате рождаются фантастические гибриды человека и зверя. В ход идут роспись по телу, атрибуты животных (например, перья, оленьи рога или чешуя), а также цифровые технологии. Эти перевоплощения отражают внутреннее «Я» художницы и в то же время позволяют ей взглянуть в лицо своим страхам. Подобное ритуальное отождествление себя с животным имеет много общего с фольклорными традициями стран Карибского бассейна и даже с классической греко-римской мифологией. Паредес по-своему интерпретирует жанр автопортрета: здесь природа становится неотделимым продолжением тела и души автора.

Пейзажная серия появилась в творчестве художницы сравнительно недавно, под влиянием самых разных культур, увиденных во время путешествий. Мифологические и природные мотивы здесь уступают место декоративным орнаментам, которые можно встретить в разных точках земного шара. В своей мастерской художница воссоздаёт атмосферу тех уголков земли, где ей удалось побывать, и её расписанное тело на фотографиях сливается с ярким фоном стен. В основе этих работ — идея миграции, перемещения. Переезжая с одного места на другое, мы вынуждены адаптироваться к новой обстановке, чтобы стать частью пейзажа. Здесь фон поглощает автора, становясь не просто дополнением к фигуре, а полноправным действующим лицом.

Особое отношение к природе проявляется не только в творчестве Сесилии Паредес, но и в других сферах её жизни. Она выступает за сохранение окружающей среды и культурного разнообразия, является членом организации Art for Change и фонда по охране экосистемы национального парка Эверглейдс (Everglades Foundation). Художница всегда ощущала, что природа хранит в себе ответы на все вопросы. Для Сесилии очень важно, чтобы её искусство влияло на изменение отношения к окружающей среде, заставляло людей задуматься об экологии. Путешествуя по миру, Паредес передаёт в своих работах дух приключений и взгляд человека, который не задерживается подолгу в одном и том же месте. «Возможно, природа и есть мой дом», — размышляет она.