Правительство Москвы Департамент культуры города Москвы Российская академия художеств Музей Михаила Булгакова
ОДНОЭТАЖНАЯ АМЕРИКА: ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

Нью-Йорк, Пятая авеню, Эмпайр-Стейт билдинг. Фотография Ильи Ильфа. 1935. «Сколько раз, проходя мимо него, мы не могли удержаться от вздохов и бормотанья: "Ах, черт! Ну, ну! Ox, здорово!", или еще чего-нибудь в этом роде». (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка).

Форд, на котором Илья Ильф и Евгений Петров путешествовали по Америке. Фотография Ильи Ильфа. 1935. «На дорогах есть множество различных знаков... Они никогда не бывают условны и не требуют никакой расшифровки. В Америке никогда не встретишь какого-нибудь таинственного синего треугольника в красном квадрате - знака, над смыслом которого можно ломать голову часами. Большинство дорожных обозначений выложено круглыми зеркальными стекляшками, которые ночью отражают свет автомобильных фонарей» (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка).

Газолиновая станция. Фотография Ильи Ильфа. 1935. «Среди миллионов автомобилей и мы пролетели от океана до океана, - песчинка, гонимая бензиновой бурей, уже столько лет бушующей над Америкой! Наша машина мчалась сквозь строй газолиновых станций, на каждой из которых было шесть, восемь и даже десять красных или желтых колонок. У одной из них мы остановились, чтобы наполнить бак» (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка). Или: «Характер маленькому американскому городу придают не здания, а автомобили и все, что с ними связано, - бензиновые колонки, ремонтные станции, магазины Форда или "Дженерал Моторс". Эти черты присущи решительно всем американским городам» (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка)

Форд Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фотография Ильи Ильфа. «О, эта дорога! В течение двух месяцев она бежала нам навстречу - бетонная, асфальтовая или зернистая, сделанная из щебня и пропитанная тяжелым маслом» (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка)

Пустыня в Аризоне. Фотография Ильи Ильфа. 1935. «...утром уехал из Грэнд Кеньона и целый день ехал по горной пустыне. Так хорошо в этой разноцветной пустыне, как нигде. Лучшего не видел еще никогда». (Из письма Ильи Ильфа к жене Марии Ильф. 28 ноября 1935 г.).

Открытка, отправленная Ильей Ильфом жене из Нью-Йорка 9 октября 1935 года. В Нью-Йорке писатели жили в огромном отеле Шелтон — именно он изображен на открытке. «На двадцать седьмом этаже мы вышли из лифта и по узкому коридору направились к своему номеру. Огромные второклассные нью-йоркские отели в центре города строятся чрезвычайно экономно, - коридоры узкие, комнаты хотя и дорогие, но маленькие, потолки стандартной высоты, то есть невысокие. Заказчик ставит перед строителем задачу - втиснуть в небоскреб как можно больше комнат. Однако эти маленькие комнаты очень чисты и комфортабельны» (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка)

Открытка, отправленная Ильей Ильфом жене из Нью-Йорка 9 октября 1935 года. В Нью-Йорке писатели жили в огромном отеле Шелтон — именно он изображен на открытке. «На двадцать седьмом этаже мы вышли из лифта и по узкому коридору направились к своему номеру. Огромные второклассные нью-йоркские отели в центре города строятся чрезвычайно экономно, - коридоры узкие, комнаты хотя и дорогие, но маленькие, потолки стандартной высоты, то есть невысокие. Заказчик ставит перед строителем задачу - втиснуть в небоскреб как можно больше комнат. Однако эти маленькие комнаты очень чисты и комфортабельны» (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка)

Открытка, отправленная Ильей Ильфом из Нью-Йорка жене Марии 24 октября 1935 г. На открытке изображен небоскреб Вулворт. Небоскребы поразили воображение Ильи Ильфа и стали одни из главных его впечатлений от города. «Кругом гордо подымались из полуденного сумрака нью-йоркских улиц небоскребы, сияющие бесчисленными стеклами. Они стояли, как стражи города, вооруженные сверкающей сталью» (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка).

Открытка, отправленная Ильей Ильфом из Нью-Йорка жене Марии 24 октября 1935 г. На открытке изображен небоскреб Вулворт. Небоскребы поразили воображение Ильи Ильфа и стали одни из главных его впечатлений от города. «Кругом гордо подымались из полуденного сумрака нью-йоркских улиц небоскребы, сияющие бесчисленными стеклами. Они стояли, как стражи города, вооруженные сверкающей сталью» (Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка).

Давид Бурлюк. Гавань в Нью-Йорке. 1930. Бумага, тушь. 22,6 х 30,5 см. Собрание Государственного музея В.В. Маяковского
|
Даты проведения: 24 марта — 22 мая, 2016
|
Идея выставки: Рома Либеров
Кураторы: Рома Либеров, Екатерина Кузьмина Научный куратор: Мария Котова Архитектор экспозиции: Анна Румянцева Художественное оформление: ZUKCLUB, издательство Parallel Comics
Голоса выставки - Иван Ургант и Владимир Познер Запись звука - Александр Трухан (Vox Records)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «ФОТОБИЕННАЛЕ-2016»
В 1935–1936 гг. знаменитые советские писатели Илья Ильф и Евгений Петров провели четыре месяца в США, пересекли страну на автомобиле от океана до океана и, вернувшись в СССР, написали путевые заметки «Одноэтажная Америка» — по мнению некоторых американских журналистов того времени, лучшую книгу об их стране.
Путешествуя по Америке, Илья Ильф каждый день отправлял домой письма, открытки и телеграммы. Вернувшись, он привёз с собой множество памятных вещей, а кроме того — письма и телеграммы, полученные им в США от жены Маруси. Уникальный архив Ильи Ильфа, наглядно и документально иллюстрирующий легендарное путешествие писателей по Америке, долгие годы хранился дома у Александры Ильф, единственной дочери писателя.
Впервые в истории американский архив Ильи Ильфа будет представлен вниманию широкой публики.
Московский музей современного искусства и Музей Михаила Булгакова представляют проект «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях». На выставке, посвященной поездке Ильи Ильфа и Евгения Петрова, зрители смогут увидеть уникальные документы, письма, открытки, фотографии и артефакты, среди которых:
× письмо с подробным описанием процесса выбора автомобиля для путешествия по США;
× телеграмма с известием о том, как у Сашеньки (дочери Ильфа) прорезался второй зуб;
× фотография строящегося в Сан-Франциско моста Золотые Ворота;
× первое издание «Одноэтажной Америки» (1937) с дарственной надписью Евгения Петрова — Советскому Консулу в Нью-Йорке Жану Аренсу;
× подарочный набор открыток из Большого каньона, привезённый Ильфом в Москву.
В оформленных московской стрит-арт-группой ZUKCLUB залах Московского музея современного искусства зрители прочтут другую «Одноэтажную Америку» и смогут увидеть американские дороги, пустыню Невады и Голливуд «золотого века кино» глазами авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка».
Выставка посвящается памяти Александры Ильиничны Ильф (1935–2013).
ММОМА и Музей Михаила Булгакова выражают благодарность внуку Ильи Ильфа — Илье Кричевскому, предоставившему семейный архив писателя, и всем организациям и частным коллекционерам, предоставившим экспонаты для выставки:
Государственному музею В. В. Маяковского Музею «Собрание» Давида Якобашвили Политехническому музею Российскому государственному архиву литературы и искусства Одесскому литературному музею Екатерине Катаевой Александру Добровинскому Владимира Раевского Софью Симакову Анну Сторожук (Кушнир Продакшн)
Партнер проекта «Новатэк»

Медиапартнер:

|