Evaluation service

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства
Посольство Испании в Москве 

Представляют

Мэгги Карделус
Тотальная среда
Даты проведения: 15 мая — 10 июня 2012 года
Адрес: Московский музей современного искусства, Тверской бульвар, 9

На выставке Мэгги Карделус «Тотальная среда» в Московском музее современного искусства представлены работы художницы, посвященные исследованию темы дома и семьи как основы человеческого существования. Она родилась в США в 1962 году. Имеет двойное гражданство —  Испания — США. Живет в Италии с 1993 года. Как художник она создает произведения, как женщина дает им жизнь, и как любящая мать передоверяет им собственную роль автора. Причем речь не только о той очевидности, что содержанием ее искусства становится семья, а о более оригинальном феномене разделенного авторства. Родственники чаще всего фигурируют в качестве персонажей ее работ Карделус, и она неоднократно замечает, что ее искусство вообще возникает именно из интенсивных и длительных диалогов с ними. Но еще важнее, что Карделус передает своим детям собственную роль художника, делает их не только соавторами, но и самостоятельными авторами.

В руках Мэгги семейный фотоархив превращается в красивое кружево, в котором застывшее мгновение буквально разворачивается во времени и пространстве, отсюда и название московской выставки Мэгги Карделус — «Тотальная среда». По словам художницы, вырезание семейных фотографий освобождает пределы фотографии от каких-либо ограничений. Она разматывает фотоизображение словно клубок ниток, создавая из него целый мир. Она извлекает «время — пространство» из фотографической «статики-плоскостности».

Карделус манипулирует фотобумагой, нож художницы, усилие работы приводят материю в движение, и, следовательно, создают пространство и вносят в него время. Такая работа демонстративно авторизована: выполняется собственноручно, без привлечения наемных исполнителей. Как уже сказано, в первоматерии вырезок время связывается с пространством. Сначала у такого пространства лишь два измерения. Но это ненадолго: кружева из снимков накладываются друг на друга, давая изображению уже и некоторую глубину. Они извиваются в пространстве, превращаясь в полноценно трехмерные объекты. Похоже, у Карделус все в конце концов сводится к трем основным формам жизни ее фотографических образов: линии, кругу и шару. Шар у нее — знак конечной полноты и также исходная сфера, наделенная импульсом жизни. Линия — пуповина между ними, развертывание в пространстве и времени. Круг — начало превращение линии в шар и т.д.

Семья — это то, через что проходит каждый человек на земле и будет проходить, так или иначе до смерти, и огромная часть человеческого счастья зависит от того, какой жизненный опыт он получит в семейном доме. Но поскольку дом в течении веков был традиционно женской сферой, то он считается маргинальным, «остатком», так сказать. Раньше художественное творчество выглядело чем-то исключительным и возвышенным, тогда как детопроизводство — обычным и массовым, а потому в биологических терминах именовалось репродукцией. И только когда в ХХ веке культурная теория определила художественную продукцию как вид технической репродукции, женское творчество стало восприниматься явлением, устроенным по собственным законам, а не воспроизводящим извечную мужскую модель.

«...Я открыла, что семейный альбом, из-за центральной роли, которую он играет в семейном быту, является эффективным и действенным материалом для моего творчества. Это хранилище наших глубинных страхов — страха проходящего времени, страха потери, страха смерти, страха бездны — но это также и объект, который увековечивает для будущего и для тех, кто находится вовне, самопрезентацию семьи. Семейные фотографии часто являются самым драгоценным имуществом людей. Художество и материнство очень давно слились в моей работе в едином стремлении сохранить процветание обоих этих миров. Я создаю искусство и в то же время выявляю семейные проблемы и распознаю конфликты, которые иначе могли бы остаться незамеченными, создаю диалог, анализирую и разрешаю конфликты в отношениях, облегчаю боль, признаю изменения, радуюсь жизни и готовлюсь к смерти. Создание произведений искусства для меня — это вписывание и описание пространства общения в повседневность, где обнаруживаются различные формы социального обмена. Я сосредоточилась в основном на семейном альбоме в качестве визуального материала, делая особый упор на стремлении нашего общества к сохранению воспоминаний.

Любое глубокое увлечение приводит к познанию мира, но дом и семья для меня делают это с большей полнотой...» — говорит художница.

Публикации в прессе:

Телеканал «Культура». Новости культуры, «Тотальная среда» художницы Магги Карделус представлена в Москве. Корреспондент - Дарья Ли. 15.05.12