Evaluation service

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства
и Мультимедиа Арт Музей, Москва/
Музей «Московский Дом фотографии»

Представляют

Крис Маркер
Фильмы и фотографии
ФОТОБИЕННАЛЕ 2012
в рамках 9-го международного месяца фотографии в Москве.
Проект представлен галереей Peter Blum, Нью-Йорк, при поддержке Посольства США в России и Renault в России.
Даты проведения: 20 марта — 29 апреля 2012 года
Адрес: Московский музей современного искусства, Тверской бул., д. 9.

На выставке Криса Маркера — одного из самых влиятельных кинематографистов послевоенной эпохи в Московском музее современного искусства будут представлены его фотографические серии «Корейцы», «Который ей час?», «Киноафиши», «По мотивам Дюрера», «Пустые люди», будут показаны его фильмы «Взлетная полоса», «Без солнца», а также видео-инсталляция «Немое кино». Выставка в Музее проходит в рамках «Фотобиеннале 2012».

«Корейцы» — это проект 1957 года: тогда Крис Маркер оказался среди немногих журналистов, которым было позволено свободно перемещаться по Северной Корее. Фотографии, отснятые в ходе этой поездки, безо всякой цензуры показали повседневную жизнь страны через четыре года после окончания разрушительной войны. Как это ни удивительно, снимки этих путешествий по корейской земле были отвергнуты по обе стороны от 38-й параллели: север не принял фотографии потому, что в них не упоминался Ким Ир Сен, а юг — просто потому, что их сделали по другую сторону границы.

У серии «Который ей час?» (Quelle heure est-elle?), 2004–2008 — другая судьба, хотя Крис Маркер и фотографировал незаметно, исподтишка, «как доброжелательный папарацци». Вдохновленный стихотворением Эзры Паунда «Призраки лиц в толпе / Лепестки на мокрых черных сучьях», он стал фотографировать в парижском метро. Его целью было собрать эти «лепестки», подарить людям их лучшие моменты, часто неуловимые в потоке времени, сделать людей ближе к их подлинной природе. Сначала он снимал фотокамерой, встроенной в наручные часы — отсюда и название серии. Хотя позже он пользовался другой техникой, название осталось прежним, напоминая о том, что украденное мгновение жизни женского лица говорит что-то и о самом Времени...

«Немое кино» подвергает сомнению линейный характер повествования и истории. Крис Маркер создавал движущиеся картинки более пяти десятилетий, всегда оставаясь на передовом фланге технологии и эстетики, идеологии и формы. Пятиканальная видеоинсталляция представляет собой чрезвычайно личную реакцию на празднование столетия изобретения кино.

Крис Маркер (р. 1921, Нёйи-сюр-Сен, Франция) —. Маркер появился на парижской культурной сцене как писатель и редактор, а также автор уникальных по экспрессии документальных фильмов. Международное признание пришло к Маркеру в 1962 г. с короткометражным научно-фантастическим фильмом «Взлетная полоса» (La Jetée). В 70-е Маркер создал документальные фильмы и об истории левого движения — «В глубине воздух красный», 1977 (Le Fond de l’air est rouge), и о путешествиях и памяти — «Без солнца», 1982 (Sans Soleil). Маркер также создал получившие широкую известность мультимедийные инсталляции, в том числе «Прелюдия совы в полдень: пустые люди» (Owls at Noon Prelude: The Hollow Men), показанную в нью-йоркском Музее современного искусства в 2005 г., а также Питером Блюмом на Art Basel Unlimited в 2006 г., и «Немое кино» (Silent Movie), заказанное центром искусств Векснер в 1995-м, которое затем широко демонстрировался на международной арене.

Кроме того, его работы входили в выставки Галереи Питера Блюма в Нью-Йорке в 2007, 2009 и 2011 гг.; Центра искусств Уолкера в Миннеаполисе; Центра современного искусства MoMA PS1, Нью-Йорк; Центра Жоржа Помпиду в Париже, Национальной галереи Jeu de Paume в Париже. В последнее время его произведения выставлялись на фестивале «Фотографические встречи в Арле» в 2011 г. и Центре фотографии в Женеве в 2012-м.