Evaluation service
15 сентября — 23 октября 2022
6 сентября — 16 октября 2022
9 сентября — 30 октября, 2022
13 СЕНТЯБРЯ — 23 ОКТЯБРЯ 2022
26 августа — 23 октября, 2022
18 августа — 9 октября 2022
11 августа — 16 октября 2022
июль — октябрь 2022
29 июня — 9 октября 2022
30 апреля, 2022 — 29 января, 2023

BURO 17
Государственный Центр Современного Искусства (ГЦСИ)
Московский Музей Современного Искусства (ММСИ)
При поддержке Министерства Культуры Российской Федерации

представляют

Unconditional Love
В рамках параллельной программы Венецианской Биеннале
Даты проведения: 4 июня — 5 ноября
Адрес: Arsenale Novissimo, Венеция, Италия
Открытие: 3 июня, 19.00 (вход по пригласительным)

«Когда кто-то говорит мне: „я люблю тебя“, у меня возникает ощущение, будто к моему виску приставили пистолет».
Курт Воннегут

«Любовь». Что это? Слово? Затертый символ нежных вздохов, плюшевых мишек, золотых колец и сердечек на День святого Валентина? Романтический жест проявляется теперь в циркуляции банальных подарков и расхожих фраз. Любовь свелась к набору социальных условностей, к браку по расчету. Оформленная и зарегистрированная, она позволяет стареющим телам забыть на время о неминуемой смерти. Физическая и эмоциональная близость способствуют избавлению от одиночества и от тягостных размышлений о небытии.

Но что мы обнаружим, если очистим чувство от словесной шелухи, сотрем с любви липкий налет условности, пресный комфорт романтики? Она предстанет уже не как выход из экзистенциального кризиса, но как самый кризис, как непосредственное ощущение реальности во всей ее полноте — без пустот и лакун. Такая любовь душит, захватывает в плотные тиски, впивается в самую плоть, подчиняет и присваивает. В своей непосредственной ощутимости она подобна оргазму или пистолету, приставленному к виску.

Выставка Unconditional Love в рамках параллельной программы Венецианской Биеннале представляет спектр художественных подходов к определению сущности любви, не скованной условностями. Кураторы Александрина Маркво, Алинда Сбраджа и Кристина Штейнбрехер пригласили художников из разных стран и разных поколений и вовлекли их произведения в захватывающую и непринужденную беседу. Все три куратора имеют обширный опыт в организации подобных кросс-культурных выставок и мероприятий. Маркво занималась подготовкой ретроспективы сэра Нормана Фостера в Москве, и делала в течение 5 лет главный фестиваль российского искусства в Лондоне — Russian Act. Сбраджа участвовала в организации выставок русского искусства на Болонской ArtFair и Венецианской Биеннале. Штейнбрехер, куратор из Германии, работала с такими разными выставочными пространствами как Palais de Tokyo в Париже, фабрика «Красный октябрь» в Москве и галереи в Алма-Ате.

АЕС+Ф
(Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес.
Россия; род. 1955/1958/1957/1956; живут в Москве).

На выставке Unconditional Love будет впервые продемонстрирован видео-проект московской группы АЕС+Ф — «Пир Тримальхиона». Произведение реактуализирует фрагмент «Сатирикона», посвященный римскому плутократу Тримальхиону. Оргии слуг и господ переносятся в роскошную обстановку современного пятизвездочного отеля. Азиатские служанки ублажают белых клиентов, а затем происходит смена ролей, и уже белые мужчины оказывают своим азиатским служанкам те же услуги. Порочный круг обмена любезностями передает застывшую темпоральность гламура, где ценится лишь настоящий момент молодости, красоты и сиюминутных удовольствий. «Пир Тримальхиона» нежно скользит вдоль контуров эфемерной страсти, снимая напряжение с безусловной любви и оставляя место для свободы интерпретации.

Марина Абрамович
(Сербия; род. 1946; живет в Нью-Йорке)

Сербскую художницу Марину Абрамович справедливо называют бабушкой перформанса. Ее классическая работа «Энергия покоя» (1980 г.) представляет собой документацию перформанса: Улай, возлюбленный художницы, натягивает тетиву, направляя стрелу прямо в сердце Марины Абрамович. Одним движением передано предельное доверие любви перед лицом грозящей смерти. Более поздняя работа — серия фотографий «Дева-воительница с сердцами» (2006 г.) — создана в соавторстве со знаменитым бельгийским провокатором Яном Фабром. Облаченная в доспехи Марина Абрамович несет в руках свои военные трофеи — истекающие кровью багряные сердца. Перед нами жестокая визуализация метафоричного клише о роли сердца в чувстве любви.

Сэм Адамс
(Великобритания; род. 1977; живет в Лондоне)

Сэм Адамс — молодой британский художник-абстракционист, работающий в смешанных жанрах. Отличительная особенность его абстракций — энергичная, вибрирующая, изломанная геометрия и суровый колорит. Для выставки Unconditional Love Адамс соорудил три интерактивных «Кресла любви», превращающих зрителей в часть экспозиции. Люди садятся в кресла, не подозревая, что любой посетитель галереи может слышать все, о чем они говорят. И это вовсе не злая шутка, которую художник разыгрывает с посетителем: таким образом Адамс хочет показать нам, что посетитель является неотъемлемой частью выставочного пространства.

Artists Anonymous

Коллектив Artists Anonymous работает с живописью, фотографией, видео, инсталляцией и перформансом, постоянно нарушая и ставя под вопрос границы между этими жанрами. «Анонимные» художники пишут маслом «послеобраз» — то, что осталось от зрительного образа после исчезновения самого предмета. Они тщательно выстраивают пары фотореалистичных картин: одни из них напоминают моментальные снимки, другие — соответствующие негативные отпечатки. У картины «Как уговорить любовь остаться» (и соответствующего ей негатива) есть своя личная история — тем не менее, любой посетитель может обнаружить себя в повседневной банальности изображения.

Анжело Букарелли
(Италия; род. 1954; живет в Риме)

Архитектор по образованию, Анжело Букарелли работал в самых различных областях, в том числе с фотографией и видео. В свое время он ассистировал Феллини и Клоду Лелушу. В 1974-м году Букарелли получил Olbia Award в награду за лучший итальянский документальный фильм. В настоящее время он совмещает роли художника, критика и куратора. Его текстовые скульптуры вовлекают зрителя в тонкую словесную игру, инициирующую живую мысль. На выставке Unconditional Love представлено новое произведение Букарелли: физическая реальность нешлифованного, шершавого и плотного куска железа сравнима с тяжким грузом беспредельной любви.

Аристарх Чернышев
(Россия; род. 1968; живет в Москве)

Инженер по образованию, Аристарх Чернышев окунулся в артистический мир подпольных мастерских во времена Перестройки. Теперь он работает над художественными проектами, в которых инженерно-технологические навыки соединяются с концептуальными идеями. Для выставки Unconditional Love Чернышев сконструировал компьютеризированные лава-лампы с движущимися эротическими картинками, доведя до абсурда идею декоративного гаджета.

Вим Дельвуа
(Бельгия; род. 1965; живет в Генте)

Бельгийский художник Вим Дельвуа участвовал в самых престижных форумах по всему миру. Его работы стирают границы между искусством и другими областями современной визуальной культуры. Две важные линии его творчества — тема чувственных удовольствий и работа с замысловатыми поверхностями. В своей наиболее знаменитой «рентгеновской» серии Дельвуа соединяет несоединимое: рентгенологию (медицина и озабоченность сохранением жизни; жизнь как объект, зона риска и сфера ответственности), сексуальность (наслаждение собственной витальностью, апофеоз жизни; беззаботное проживание настоящего мгновения) и изображение скелета (memento mori, бренность и преходящий характер всех наших радостей и земных удовольствий, символ вечности и неизбежности смерти). В единстве и равноценности всех трех смыслов кроется глубина произведения и многозначность безусловной любви.

Даша Фурсей
(Россия; род. 1978; живет в Санкт-Петербурге)

Молодая русская художница Даша Фурсей работает с портретной живописью и характерными для нее кодами женственности. Ее Ave Maria — это новый взгляд на традиционную иконографию Девы Марии. Беременная женщина пристально и доверительно смотрит на зрителя. Фактурные мазки подчеркивают плоть ее кожи, выпуклую округлость ее живота. Фигура кажется очень земной — лишь золотой фон намекает на устойчивую иконографию изображения метафизического и духовного.

Мильтос Манетас
(Греция; род. 1964; живет в Лондоне)

Греческий художник Мильтос Манетас приобрел известность благодаря концептуальным анимированным веб-страницам, где он свидетельствует свое почтение великим художникам в жанре забавной и остроумной шутки. Помимо этого, Манетас пишет картины, изображающие компьютерное железо и внешние периферийные устройства. Холодный металл и синтетические материалы предстают на этих картинах мягкими и теплыми, проводки — наделенными внутренней жизнью, а крохотные детальки приобретают внушительный вид на больших полотнах. Обычный проводок на картине Манетаса грустит в меланхолическом одиночестве, чахнет без своей дамы сердца — охватывающей детали.

Алмагуль Менлибаева
(Казахстан; род. 1969; живет в Берлине и Амстердаме)

Как и многих других центрально-азиатских художников ее поколения, Алмагуль Менлибаеву особенно интересуют те усилия, что предпринимаются на ее родине для создания и установления постсоветской идентичности. Как правило, эти усилия предполагают, с одной стороны, укрепление исламских и языческих верований и традиций, а с другой стороны, — активное включение в глобальную рыночную экономику. Образный ряд работ художницы одновременно и воспроизводит, и критикует доминирующую культуру. Ее видео Exodus переносит зрителя в современный нам Казахстан, где и разворачивается эта странная и захватывающая история. В то время как мужчины и женщины собирают юрты с явным намерением двигаться дальше, одна девочка смотрит на них, застывшая и неподвижная. Кажется, будто она осталась где-то позади. Ее образ наводит на мысли о выкорчевывании традиций и народов, о стирании и уплощении географии современного глобального мира. Тема неподвижности, неспособности пошевелиться поднята и в короткой интерлюдии: две женщины яростно мотают головами, их волосы напоминают черные крылья, а сами они превращаются в существ, подобных птицам, но не способных летать.

Анжело Муско
(Италия, живет в Нью-Йорке)

Последняя работа Анжело Муско, Hadal, получила название от термина, обозначающего самую глубокую часть океана. Живой клубок из сотен серебристых обнаженных тел несется вихрем в туманном мраке, напоминая о морской пучине. Переплетенная композиция из податливых, гибких тел мужчин и женщин выглядит очень эротично; но из-за бешеной скорости и отсутствия индивидуальных свойств возникает ощущение, будто это вовсе не люди, а кишащие сперматозоиды. Художник создает образ загадочного, таинственного и хрупкого зарождения жизни.

Юсеф Набиль
(Египет; род. 1972; живет в Нью-Йорке)

Ироничный автопортрет молодого фотографа Юсефа Набиля сухо и поучительно контрастирует с более экспрессивными проявлениями эмоций в Unconditional Love. Первая панель его двухсоставного автопортрета «Мне пора» (2007) изображает художника, спящего в одиночестве под обрамленным плакатом с мечтательными рафаэлевскими херувимчиками. На второй панели уже пустая разобранная постель. Возникает контраст между динамикой тела, покинувшего комнату, и абсолютной статикой китчевой романтики, воплощенной в плакате и удвоенной на фотографии Юсефа Набиля.

Велена Никова
(Россия; род. 1968; живет в Риме)

Художественная карьера Велены Никовой, дочери православного священника, началась в 1987, когда она получила приз как лучший молодой дизайнер Советского Союза. После первой групповой выставки в Центральном выставочном зале «Манеж» в 1990 году она приняла участие вместе с Валерием Черкашиным в концептуальной выставке «Серебро. Подземная эротика» на одной из центральных станций московского метро. В настоящее время ее шелкотрафаретные оттиски хранятся во многих музейных коллекциях. Новая серия оттисков на холсте представляет собой следы тел, частично затемненные вспышками света. Из-за такого «частичного затмения» очень сложно понять, то ли руки этих призрачных фигур вскинуты в ужасе, то ли подняты для самозащиты, то ли распростерты для объятия.

Жауме Пленса
(Испания; род. 1955; живет в Барселоне)

Жауме Пленса является одним из самых известных и признанных скульпторов своего поколения и одним из ведущих представителей паблик-арта. Его скульптуры можно встретить по всему миру — в Чикаго, Стокгольме, Барселоне, Токио, Лондоне, Торонто и многих других городах. Отличительная особенность этих произведений — спокойная задумчивость и созерцательность, чуткое соответствие духу города и осмысленный диалог с городским ландшафтом. На выставке Unconditional Love будет представлена его инсталляция Gluck Auf: просвечивающие занавески с полным текстом «Всеобщей декларации прав человека». Перепутанные абзацы и рассыпанные буквы «Декларации» символизируют непреодолимый разрыв между прописанными правами и их реальным отсутствием. Попытки сложить буквы в слова оказываются тщетны: получается ерунда, бессловесный бульон. Смысл улетучивается из безжизненного текста. Подобное несоответствие возникает всякий раз, когда мы пытаемся выразить словами чувство любви. Только в этом случае ситуация разрыва оборачивается своей противоположностью: радикальная свобода любви не поддается описанию, она полностью растворяется в конвенциональной кислоте слов и условных обозначений.

Олимпия Скерри
(Швейцария; род. 1983; живет в Лондоне)

Олимпию Скерри — молодую художницу с психологическим образованием — особенно интересуют подавленные страхи и желания и попытки их преодоления. Ее инсталляция Rise. Above. The. Shit представляет собой три стеклянных ящика. На дне верхнего ящика закреплены две неоновые лампы. «Гламурное дерьмо» — скульптура из черной резины — плавает в центре среднего ящика. Снизу два зеркала создают бесконечное отражение. Лучи света, мерцающие зеркала и стеклянные стенки, обрамляющие лоснящуюся материальность искусственных экскрементов, соединяются в жестокий приговор пустой и унылой нарциссической самовлюбленности.

Ольга Солдатова
(Россия; род. 1965; живет в Москве)

Художница и дизайнер Ольга Солдатова совмещает в своем творчестве старинную русскую традицию вышивания бисером и обращение к ностальгическим темам советской жизни. Подобная техника привносит в ее работы особое чувственное своеобразие. Иронизируя по поводу собственной роли «коммерческого» дизайнера, Ольга Солдатова в лучших традициях поп-арта заигрывает с ожиданиями публики и намеренно создает «искусство на вынос». Но это вовсе не наивное потакание желаниям публики, а, скорее, искренняя устремленность навстречу этим желаниям.

Вадим Захаров
(Россия; род. 1959, живет в Москве и в Кёльне)

Вадим Захаров создает ироничные и тонкие концептуальные произведения, рефлексивные по отношению к неофициальной художественной среде начала 80-х годов и к кругу московских концептуалистов. На выставке представлена его скульптура 2004-го года — «Стул наказания любовью». У этого произведения было два источника вдохновения: во-первых, особым образом сконструированный античный стул для наказания детей, а, во-вторых, пытка бамбуком, практиковавшаяся в Древнем Китае (преступника сажали на молодые побеги бамбука и позволяли им прорасти сквозь его тело). В стуле Захарова на месте ночного горшка или бамбука установлен керамический горшочек с живой розой — затасканным символом пресловутой романтики, превратившимся в орудие кошмарной пытки.

Contacts:
Angelo Bucarelli (Head of Italian press-office) +3 934 870 69 007,
mail@angelobucarelli. com

Olga Volzhina (Head of communications) + 7 916 439 4441,
ovolzhina@buro17. com

Ksenia Semenova (PR Director) + 7 963 648 56 40,
pressoffice@buro17. com