23 августа - 22 октября 2023
июль 2023 - октябрь 2023
23 июня — 29 октября 2023
1 сентября — 15 октября 2023
16 августа — 1 октября 2023
8 сентября – 15 октября 2023
Мария Кузьмина и Екатерина Головина
Транзитный пункт/Дом №3
Даты проведения: 14 февраля — 10 марта 2013 г.
Адрес: Галерея «Беляево» ул. Профсоюзная, д. 100

Московский музей современного искусства и школа «Свободные местерские» представляют выставку Марии Кузьминой и Екатерины Головиной «Транзитный пункт/Дом № 3» в рамках программы «Дебют».

Сквоттерство — явление, зародившееся в Европе в 70-е годы ХХ века, породив целый пласт альтернативной молодёжной культуры, и в 90-е годы пришедшее к нам вместе с изменением политической ситуации. В крупных городах стали появляться объединения молодых людей, организующие в пустующих зданиях мастерские и импровизированные выставочные залы. Некоторые из них были на слуху, а многие канули в лету под натиском агрессивных собственников прошедших бурных лет. Художественное сообщество помнит «Детский сад» и типографию в Хохловском переулке, галерею в Трёхпрудном и «Бауманскую, 13». Эти пространства запомнились нам, потому что там работали художники, уже тогда известные и популярные. Кто же является обитателями сквотов сейчас? Кто эти молодые люди, которые живут в этих странных неуютных пространствах сегодня? Что гонит их из своих домов и семей, заставляя пребывать среди ободранных стен?

Исследовать это как явление культурной антропологии взялись молодые художники Мария Кузьмина и Екатерина Головина. «Благодаря своему другу я стала жить в старом доме — подобии сквота, появление жильцов в котором поддаётся определённому принципу: при переезде человек всегда передаёт комнату своему знакомому. Своего рода эстафета. Покинув дом, я поняла, что он выполняет для людей роль транзитного пункта — места спасения, пребывая в котором ты решаешь, что делать дальше. Постоянные движение и общение внутри дома дают возможность подменить собственную реальность, уйти от неё». Для своего исследования Мария и Екатерина задействовали различные способы фиксации действительности, такие как фотография и аудиозапись, обратились к помощи психотерапевта, использовали личный опыт. Портреты дома и его транзитных пассажиров, звуки и слова дают возможность зрителю проникнуться этой странной атмосферой временности и безвременья, иллюзий созданных домом и создаваемых его жителями.

Анализ интервью, сделанный психотерапевтом только подтверждает ощущение тревоги и недосказанности, рождаемое зрительными образами, оставляет открытыми вопросы, которые, возможно, никогда не получат честного ответа. И нужны ли нам эти ответы или каждый из нас, окунувшись в атмосферу этого странного дома, окутанного мифами о великом певце, некогда жившем в нём, сам сможет найти ответы на свои собственные, возможно даже незаданные, вопросы.

Дарья Камышникова
куратор программы «Дебют»