При поддержке посольства Государства Израиль в Российской Федерации

Жак Липшиц (1891-1973). Ретроспектива
Жак Липшиц. Купальщица III. 1917 г.
Бронза, 71,8 см
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк
Жак Липшиц. Читатель в кресле. 1922 г.
Терракота, 25 см
Частная коллекция
Гертруда Стайн I (Гертруда Стайн. Этюд). 1938
Бронза.
19,1 см
Marlborough International Fine Art, Цюрих
Похищение Европы II. Эскиз. 1938
Бумага, тушь, гуашь
47×59,1 см
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк
Жак Липшиц. Мужчина, опирающийся на локти. 1925 г.
Бронза, 11,4 см
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк
В мастерской в доме 54 на улице Монпарнас, ок. 1922
Прометей, удушающий орла. 1943
Бронза
95,3 см
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк
Даты проведения: 27 ноября, 2018 — 3 марта, 2019.
Адрес: ММОМА, Петровка, 25


Куратор: Косме де Бараньяно

Московский музей современного искусства представляет первую в России крупную персональную выставку одного из самых выдающихся скульпторов XX века, яркого представителя «парижской школы», близкого друга Амедео Модильяни, Хаима Сутина и Пабло Пикассо — Жака Липшица. Проект пройдет в рамках празднования 70-летия образования государства Израиль.

Творческое наследие Жака Липшица хранится в разных странах, составляя коллекции лучших музеев мира и частных собраний. Его персональные выставки проводились с 1920 года, а ретроспективные — начиная с 1935 г.. Советский искусствовед Абрам Эфрос назвал работы Липшица «самым высоким, доминирующим пунктом русского внедрения» в западное искусство. Выставка в ММОМА не только познакомит публику с одним из важнейших скульпторов ХХ века, но и по праву станет историческим событием для мирового арт-сообщества: художник еврейского происхождения, творчество которого развивалось во Франции и США, родился в Российской Империи, и сегодня его работы в масштабном формате будут выставлены впервые в России.

Проект «Жак Липшиц (1891-1973). Ретроспектива» представляет собой последовательное погружение в мир художника, творчество которого глубоко связано с важнейшими событиями ХХ века, перевернувшими ход истории. Из зала в зал зритель «проживает» время, наблюдая изменения и в стилистике работ Липшица. Стиль художника трансформировался от натуралистических традиций к кубизму, после — к более свободному стилю городских скульптур, в основе которых заложено тесное переплетение мифологических и религиозных мотивов. Традиции кубизма последовательно воспроизводятся в работах Липшица: еще в начале творчества он сформулировал базовый язык направления в скульптуре, а позднее на этой основе создал собственный, свою музыку пространства. Более 100 работ, представленных в ММОМА, среди которых скульптуры, рисунки тушью, цветными мелками и карандашом — это своеобразное размышление о сущностном воплощении скульптуры XX века, её месте в современной культуре и о среде, в которой складывалось творчество художника. Геометрические этюды и эскизы, работы, выполненные на заказ, и кубистические скульптуры сочетаются с образцами графики и самостоятельными по замыслу рисунками. Ритмичность и динамику выставки создают не только работы автора, но и его дневниковые записи, фотографии, объекты.

Творчество Липшица можно разделить на несколько периодов — так, в свой парижский период художник создал портреты символов своего времени — Коко Шанель и Анни Дальзас, и писателей, среди которых Реймон Радиге, Жан Кокто, а в американский период разных персон из академического и финансового мира. На выставке в ММОМА представлены скульптурные портреты американской писательницы Гертруды Стайн (1938 г.), бюст президента США Джона Кеннеди (1964 г.), французского писателя Реймона Радиге (1920 г.), а также портрет супруги скульптора — Юллы Липшиц (1956 г.).

В 1924 году Липшиц стал гражданином Франции, жил под Парижем в доме-мастерской, построенном по проекту Ле Корбюзье. С приходом к власти Гитлера в сюжетах произведений Липшица нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени. Своё подавленное духовное состояние мастер выразил с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов, таких, как Иаков и ангел (1931 г.), Давид и Голиаф (1933 г.), Похищение Европы II (1938 г.) и Тесей (1942 г.), представленных на выставке. Политический посыл выражен в произведении Прометей удушающий орла, созданном по заказу французского правительства для фронтона Дворца открытий и изобретений на Международной выставке в Париже. Тема битвы титана с хищным орлом стала сквозной для искусства скульптора, к ней он неоднократно возвращался на протяжении всей жизни. В послевоенные годы мастер продолжает разрабатывать пластическую тему единоборства Прометея с орлом («Прометей, удушающий орла», второй вариант, 1944-53), создает монументальную фигуру Богоматери для собора в городке Асси (Франция). В 1946 году переезжает в США.

В Европу Жак Липшиц возвращается незадолго до смерти, последовавшей 27 мая 1973 года на острове Капри.

Выставка в ММОМА — это не только попытка представить обзор творчества Липшица, начиная с его первых работ в Париже и заканчивая последними проектами для Израиля. Это уникальная возможность получить представление о развитии скульптуры ХХ века. В рамках выставки готовится экскурсионная и образовательная программа для взрослых и детей. Расписание смотрите на сайте музея mmoma.ru.

 

Радиопартнер

Профильный медиапартнер
Стратегический медиапартнер
Официальный медиапартнер
Медиапартнеры