Зак Кахадо. Существование-со-Cуществование
«Посланник Бога», 2021 г.
Чернозем, черкесский кинжал ( къамэ ), масляная краска, индустриальная краска, металлическая сетка на необработанном льняном холсте, 200x170x8 см
«Душа Бога», 2016 г.
Чернозем, медь, индустриальная краска, березовая зола, металлическая сетка на холсте, 191х171х10 см
«Критические мысли», 2021 г.
Чернозем, железнодорожные костыли, кожа, гвозди, джут, индустриальная краска, льняной холст, 200x180х8 см
«Ода матери», 2019 г.
Чернозем, шикапшина, индустриальная краска, березовая зола, металлическая сетка на холсте, 185x135x10 см
«Моя Земля I», 2021 г.
Чернозем, индустриальная краска, березовая зола, масляная краска, металлическая сетка на холсте, 200х300х10 см
Даты проведения: 17 ноября 2022 — 5 февраля 2023
Адрес: ММОМА, ул. Петровка, 25

КУПИТЬ БИЛЕТ

Московский музей современного искусства представляет персональный проект художника Зака Кахадо «Существование-со-Cуществование». В своих работах американский автор черкесского происхождения обращается к национальной самобытной культуре Северного Кавказа, переосмысляя ее наследие в инсталляциях и полотнах, близких по стилю к американскому экспрессионизму второй половины XX столетия.

Родившись и проживая в США художник непрерывно занимался архивным изучением истории своего народа. В каждом произведении отражен не только этнический контекст, но и личная история самого автора, его семейные ценности и непрерывная связь с предками. Соединение внимания к теме национального и семейного наследия с практиками современного искусства позволяют художнику связывать свое творчество с черкесским неоавангардом.

Для создания широкомасштабных полотен и инсталляций Зак Кахадо использует материалы, приближающие его искусство к традиционным декоративно-прикладным мотивам — масляную краску автор смешивает с землей, привезенной с Северного Кавказа, на холсте он оставляет следы копоти и прожоги — следы огня. Черные трехмерные фоны дополняют внедренные артефакты также этнического происхождения — элементы национальных черкесских костюмов, кинжал, шичапшина (национальный музыкальный инструмент), фрагменты вышивки. Все названия работ Зака Кахадо так или иначе связаны с обращениями к семье, обозначая принадлежность личности к единому древу жизни. На поверхности многих картин, ассамбляжей, частей инсталляции белым цветом нанесены причудливые символы — это тамги, фамильные знаки черкесских (адыгских) родов. Дополнительные объекты, хранящие в себе память о прошлом тысяч людей, формируют пространство внутри залов, обрамляют произведения, становятся материалом инсталляции — это старые шпалы, вывезенные из Нальчика. Они воплощают концепцию вечного пути и одновременно служат напоминанием об исторических травмах народов Кавказа, в том числе о мрачных эпизодах депортаций.

Проект Зака Кахадо — это результат исследования собственной идентичности, сочетающей черкесские корни, опыт взросления в американской среде и принадлежность к исламу и становящейся основой для разговора о глобальных исторических изменениях и проблемах современного общества. Этнические мотивы художник наделяет облаком универсальных смыслов и тем — мучительный поиск себя, смерть и возрождение, коллективная память, проживание исторической травмы и последующее исцеление.

Работа над проектом продолжается с 2016 года — выставка ранее была показана в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республике (2021), в Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока (2021), в Северо-Кавказском филиале Государственного центре современного искусства (2022) и в Новом музее в Санкт-Петербурге (2022). Часть произведений выполнена автором специально для нового проекта в ММОМА.

 

Партнер проекта: