ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ ПРЕМИИ КАНДИНСКОГО
Тимофей Радя. ВСЁ ЭТО НЕ СОН. 2017
Timofey Radya. ALL THAT AIN’T A DREAM. 2017
Полина Канис. Процедура. 2016
Polina Kanis. The Procedure. 2016
Александра Паперно. Любовь к себе среди руин. 2017
Alexandra Paperno. Self-Love Among the Ruins. 2017
Микро-арт-группа Город Устинов. Частицы. 2017
Micro art group “Ustinov City”. Particles. 2017
Евгений Антуфьев. Когда искусство становится частью ландшафта. Части I, II, III. 2016–2018
Evgeny Antufiev. When art became part of the landscape. Parts I, II, III. 2016–2018
Даты проведения: 9 октября - 17 ноября, 2019
Адрес: MMOMA, Петровка, 25

Московский музей современного искусства и международный культурный фонд Breus Foundation представляют выставку номинантов 12-й Премии Кандинского 2019. В экспозиции, развернувшейся в залах Московского музея современного искусства на Петровке, демонстрируются работы 30 номинантов, вошедших в лонг-лист премии по итогам двух туров голосования экспертного совета. В номинации «Проект года» — 15 художественных проектов, «Молодой художник. Проект года» — 10 художественных проектов, в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» — 5 научно-исследовательских работ. Среди участников выставки как лауреаты и номинанты «Премии Кандинского» прошлых лет (Александр Бродский, Таус Махачева, Евгений Антуфьев, Дмитрий Венков, Полина Канис, Саша Пирогова), так и новые имена.

Всего в 2019 году в оргкомитет Премии поступило 636 заявок от соискателей из 73 городов России, включая Нижний Тагил, Иркутск, Находку, Геленджик, Анапу, Гудермес и многие другие. Среди них: 294 заявки в номинацию «Проект года», 330 заявок в номинацию «Молодой художник. Проект года», 12 заявок в номинацию «Научная работа. История и теория современного искусства». Среди заявок в научную номинацию, где могут участвовать не только россияне, но и граждане других стран, оказались претенденты из США и Чехии.

Беспрецедентный состав экспертного совета — 21 человек, в который вошли ведущие специалисты из разных регионов страны, позволил отобрать наиболее сильные проекты и продемонстрировать наиболее объективную картину современного искусства в России на сегодняшний день.

Впервые в истории Премии выставка проходит в музейном пространстве, что отражает новую концепцию конкурса. С текущего года выставки номинантов будут проходить в стенах и при сотрудничестве с ведущими музеями и художественными институциями страны. В 2019 работы претендентов на одну из самых престижных российских арт-премий представлены в залах Московского музея современного искусства на Петровке.

Сегодняшних конкурсантов интересуют философские и гуманитарные темы: переосмысление важных вех в мировой истории, науке и культуре, размышления над вечными вопросами мироздания, проблемы экологии. По своему формату значительная часть вошедших в экспозицию проектов представляют не просто масштабные инсталляции, но многосоставные персональные выставки. Значительная часть работ демонстрируются в России впервые, поскольку были созданы для различных международных выставочных проектов.

Уже на улице, при входе в музей композиция Ирины Кориной «Не только про тебя» обозначает начало маршрута. Пространство лестницы занимает фильм Дмитрия Венкова «Гимны Московии» — путешествие по трем самым репрезентативным архитектурным стилям Москвы, отснятое перевернутой камерой. В первом зале зрителей встречает инсталляция Хаима Сокола «Бумажная память», посвященная Фабрике технических бумаг «Октябрь». Используя многозначность понятия слова «бумага» в русском разговорном языке, автор создал серию поэтических, графических и видео-объектов, посвященных бывшим рабочим фабрики. Лаконичные бумажные произведения Сокола сменяет проект Павла Отдельного «Психозойская эра». С помощью спутниковой съемки художник изучает взаимодействие человеческого и природного факторов на примере резервуаров для утилизации производственных отходов и их влиянии на природный и социальный ландшафт нашей страны. В том же зале экспонируется произведение молодого художника Тимофея Ради. Остальные участники номинации «Молодой художник. Проект года» занимают самый большой по площади выставочный зал, вокруг которого группируется анфилада монографических залов претендентов на главный приз Премии. Единственное исключение представляет пространственная инсталляция «Красная дорожка» Александра Бродского, к которой можно попасть только из большого зала.

Ознакомившись с проектами молодых номинантов зритель попадает в круговое пространство, которое открывает эмоциональный перформанс «Post-mortem chronography» арт-группы ПРОМВЫЗА, трансформирующий музейный зал в тотальное перформативное пространство. Следующие залы занимают многочастный пластический исследовательский проект «Когда искусство становится частью ландшафта» Евгения Антуфьева, а также аудиоинсталляция и видеоперформанс Таус Махачевой.

Евгений Антуфьев и Таус Махачева представлены на выставке сразу несколькими инсталляциями. Этот исключительный в истории Премии факт демонстрирует объективные принципы работы экспертов, выбиравших не имена, отсутствовавшие в заявках по условиям конкурса, но произведения.

Анфиладу залов продолжают психологическое видео «Процедура» Полины Канис, свободная импровизация на тему культурных канонов «Любовь к себе среди руин» Александры Паперно, проект «SuperJew. Слухи о Хидеоизме» арт-дуэта МишМаш, размышляющих об экзистенциальном взаимодействии ландшафта и времени, сложносоставная экспозиция «Акчим. Координаты 60°28′35» с. ш. 58°02′53″ в. д." Александра Морозова и эстетико-философский видеопроект Саши Пироговой «Сад».

Многие номинанты Премии представлены на конкурсе видеопроектами, которых в этом году оказалось значительно больше, чем обычно, их шесть. Особая роль принадлежит видеофиксациям уже состоявшихся перформансов группы «Промвыза» и Таус Махачевой, позволяющим продемонстрировать эти масштабные проекты в рамках данной выставки.

В 2019 году в пятый раз вручается премия в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». В число претендентов вошли монографии крупнейших специалистов в области современного искусства: Иосифа Бакштейна, Евгения Барабанова, Игоря Поносова, Маргариты Тупицыной и Андрея Хлобыстина.

Список финалистов Премии (шорт-лист) будет объявлен в конце октября, а победители Премии станут известны на официальной церемонии награждения, которая пройдет в ММОМА (Петровка, 25).

Номинантами Премии в 2019 году стали (списки составлены в алфавитном порядке):

Номинация «Проект года»

1. Евгений Антуфьев «Когда искусство становится частью ландшафта. Части I, II и III»
2. Александр Бродский «Красная дорожка»
3. Дмитрий Венков «Гимны Московии»
4. Павел Отдельнов «Психозойская эра»
5. Полина Канис «Процедура»
6. Ирина Корина «Не только про тебя»
7. Таус Махачева «Байда»
8. Таус Махачева «Дорогие Р., Р., К., С., М., А., С., С., К., И., Г., Л., А., А., Л.,
П., Г., И., Д., Д., М., С., Б., О., Ф., Ф., Р., Д., М., Е., Л., И., Ф., Л., А., М., Т., К.,
К., Л., П., Ф., В., А., Л., Л.»
9. Таус Махачева «ASMR (автономная сенсорная меридиональная реакция) Spa»
10. Арт-группа МишМаш «SuperJew. Слухи о Хидеоизме»
11. Александр Морозов «Акчим. Координаты 60°28′35» с. ш. 58°02′53″ в. д.
12. Александра Паперно «Любовь к себе среди руин»
13. Саша Пирогова «Сад»
14. Арт-группа ПРОВМЫЗА «Post-mortem сhronography»
15. Хаим Сокол «Бумажная память»

Номинация «Молодой художник. Проект года»

1. Евгений Антуфьев «Бессмертие навсегда: комнаты Льва Толстого»
2. Ян Гинзбург «Механический жук»
3. Кирилл Глущенко «Венец»
4. Арт-группа Город Устинов «Частицы»
5. Егор Крафт «Ákkta»
6. Ася Маракулина «Комната отдыха»
7. Дмитрий Морозов ::vtol:: «12262»
8. Альбина Мохрякова «Каэгха»
9. Тимофей Радя «Всё это не сон»
10. Кирилл Савченков «Ch(K)ris(tin). Close Air Support»

Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»

1. Иосиф Бакштейн «Статьи и диалоги»
2. Евгений Барабанов «Метагеометрия художника Штейнберга»
3. Игорь Поносов «Искусство и город»
4. Маргарита Тупицына «Moscow Vanguard Art: 1922 —1992»
5. Андрей Хлобыстин «Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века»

Экспертный совет 12-й Премии Кандинского
Номинации «Проект года» и «Молодой художник. Проект года»

Аллахвердиева Наиля
Искусствовед, куратор, арт-директор Музея современного искусства PERMM, лауреат премии Сергея Курехина в номинации «Лучший кураторский проект» (2013) и премии Пермского края в сфере культуры и искусства (2018), Пермь

Багдонайте Алиса
Главный куратор Центра современного искусства «Заря», Владивосток; соучредитель галереи современного молодого искусства «Треугольник», Владивосток — Москва

Баландин Сергеей
Художник, куратор, арт-критик, представитель акционизма в Самаре, научный сотрудник галереи «Виктория», Самара

Горлова Ирина
Искусствовед, руководитель Отдела новейших течений ГТГ, Москва

Джеуза Антонио
Доктор философии, независимый куратор и критик, специалист по искусству новых технологий и российскому видеоарту, Москва

Ерофеев Андрей
Искусствовед, куратор, критик, сопредседатель российской секции Международной ассоциации художественных критиков (АICA), Москва

Зайцева Анна
Куратор, заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт музея (ММАМ), Москва

Курехина Анастасия
Президент Благотворительного Фонда и Премии Сергея Курехина, Санкт-Петербург

Насимова Мария
Главный куратор Еврейского музея и Центра толерантности, Москва

Новоселов Алексей
Заместитель директора по экспозиционной и выставочной работе Московского музея современного искусства, Москва

Осмоловский Анатолий
Художник, теоретик, куратор, лауреат Премии 2007 в номинации «Художник года», основатель и ректор Института современного искусства «БАЗА», Москва

Палажченко Николай
Искусствовед, куратор, арт-критик, арт-менеджер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA, представитель международной художественной ярмарки Art Basel в России, Москва

Попов Сергей
Искусствовед, куратор, основатель галереи pop/off/art, Москва

Преображенский Кирилл
Художник, куратор, преподаватель, руководитель мастерской «Видеоарт» в Школе Родченко, Москва

Светляков Кирилл
Кандидат искусствоведения, куратор, критик, главный специалист по современному искусству отдела руководства ГТГ, Москва

Селина Елена
Искусствовед, куратор, основатель галереи XL и XL Projects, Москва, Россия

Турчина Ольга
Искусствовед, куратор, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства, Москва

Усольцева Светлана
Куратор, начальник отдела художественных программ Уральского филиала Государственного центра современного искусства, Екатеринбург

Чагина Сабина
Куратор, сооснователь биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА» и одноименного творческого объединения, Москва

Чайка Евгения
Куратор, заместитель директора Уральского филиала Государственного центра современного искусства, Екатеринбург

Шишко Ольга
Искусствовед, куратор, руководитель отдела кино и медаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Москва

Экспертный совет 12-й Премии Кандинского
Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства»

Молок Николай
Кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Искусствознание», Москва

Обухова Александра
Искусствовед, руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж», Москва

Пыркина Дарья
Кандидат искусствоведения, критик, куратор, заведующий отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи, Москва

Розенфельд Алла
Доктор искусствоведения, куратор российского и европейского искусства Mead Art Museum, Amherst College, Нью-Йорк

Фоменко Андрей
Доктор искусствоведения, критик современного искусства и кино, преподаватель факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

 

В 2019 году в оргкомитет Премии поступило 636 заявок от соискателей из 73 городов России, включая Нижний Тагил, Иркутск, Находку, Геленджик, Анапу, Гудермес и многие другие. Среди них: 294 заявки в номинацию «Проект года», 330 заявок в номинацию «Молодой художник. Проект года», 12 заявок в номинацию «Научная работа. История и теория современного искусства».

В научную номинацию, где могут участвовать не только россияне, но и граждане других стран, заявки поступили также из США и Чехии.

Международный культурный фонд BREUS FOUNDATION занимается поддержкой и продвижением российского современного искусства в России и за рубежом. В состав Фонда входят:

Премия Кандинского — независимая российская премия в области современного искусства, учреждена в 2007 году. Миссия Премии — выявление новых интересных проектов, талантливых и перспективных художников, поддержка и развитие их творческого потенциала, укрепление позиций российского современного искусства в стране и за рубежом. Премия является одним из основных камертонов, определяющих тенденции развития художественного процесса в России, а также оказывает значительное влияние на его культурно-эстетическое содержание.

BREUS collection — значительное собрание российского современного искусства второй половины XX — первой половины XXI веков. В коллекции Фонда знаковые произведения выдающихся русских художников. Собрание Фонда активно используется для различных выставочных проектов.

Издательская программа BREUS Publishing специализируется на издании монографий о современных российских художниках и книг по истории и теории современного российского искусства. Важной частью издательской программы является серия монографий «НОВЫЕ КЛАССИКИ», посвященная наиболее значимым российским художникам настоящего времени, которые уже сегодня могут быть названы «новыми классиками».