23 августа - 22 октября 2023
июль 2023 - октябрь 2023
23 июня — 29 октября 2023
1 сентября — 15 октября 2023
16 августа — 1 октября 2023
8 сентября – 15 октября 2023
ВЛАДИМИР САЛЬНИКОВ. СПАСЕНИЕ ПРОСТРАНСТВ
Владимир Сальников, Из проекта «10000 левых женских ушей». Нина Котел. 1996.Бумага, графитный карандаш, акварель
Владимир Сальников, Из проекта «10000 левых женских ушей». Екатерина Шаумян, 1996. Бумага, графитный карандаш, акварель
Владимир Сальников, Из серии «Кефир фруктовый», 1982. Бумага, уголь, сангина, графит, акварель, пастель
Владимир Сальников, Портрет Нины К.,1981. Бумага, угольный и цветной карандаши
Владимир Сальников, Из серии «Порождение рисунка»,1976. Бумага, тушь, перо
Владимир Сальников,« А: Вы свободный человек? Б: Да это так.», 1976. Бумага, тушь,перо
Владимир Сальников, Спор об искусстве,2009. Холст, масло
Владимир Сальников, Теннис на острове Мауш, 2007. Холст, акрил
Даты проведения: 27 сентября — 25 ноября, 2018
Адрес: ММОМА, ПЕТРОВКА 25

Показ фильма «ВоваНина»


КУРАТОРЫ: ЛЕОНИД БАЖАНОВ, ИРИНА ГОРЛОВА

Московский музей современного искусства представляет масштабную выставку «Спасение пространств», посвященную творчеству российского живописца, видеохудожника, известного художественного критика и теоретика современного искусства Владимира Сальникова (10 июня, 1948 — 24 июля, 2015), кураторами которого выступили Ирина Горлова и Леонид Бажанов.

Название выставки в ММОМА отсылает к одноименному проекту Владимира Сальникова, реализованному в 1995-2000 годах TV галереей в Центре современного искусства на Якиманке: художник придумал собственное телевизионное «вероучение» и выступил в качестве «проповедника», «прихожанами» которого стали посетители галереи. Общение с публикой проходило в формате беседы посредством прямого телеэфира, а также лекций, напоминающих гипнотические сеансы. Проект раскрывал «терапевтичнось» личности автора, его способность к коммуникации. Сальникова многие начинающие художники, критики, кураторы действительно воспринимали как учителя. Этот опыт работы с видео и телевизионными технологиями Владимира Сальникова стал не только одной из первых интерактивных медиаинсталляций в России, но и одной из самых известных работ художника.

«Спасение пространств» в ММОМА охватывает 35-лет творческой жизни Владимира Сальникова и представит более 200 произведений живописи, работ на бумаге, тиражной графики и видео. Структура экспозиции состоит из четырех разделов, которая следует не классической логике ретроспективы, а сгруппирована особым инсталляционным образом — по типологиям и задачам, которые ставил перед собой художник. Раздел «Порождение рисунка» (1970-1980-е гг.) раскрывает перед зрителем многочисленные эксперименты автора с техниками и позволяет узнать Сальникова не только как портретиста и видеохудожника, но и как виртуозного мастера рисунка. После 1980-х годов художник развивал различные темы и продолжал экспериментировать с художественными формами. Тема телесности в его творчестве отображена в разделе «Художник и модель» (1980-2000-е), куда, помимо одноименного проекта, созданного в сотрудничестве с писателем Ольгой Ковалик, вошли серии работ «100 изображений женщины», «Художник и критик», «Остролистовый лес» и цикл, над которым художник работал несколько лет — «10 000 левых женских ушей». В разделе «Пространство картины» представлены произведения 2000-х годов, а также «сюрреалистические» опыты автора на тему русской истории и культуры XX века, среди которых можно выделить работу «Черные колготки — черному квадрату» (1988), ставшую своеобразной попыткой дистанцироваться от наследия авангарда. Проблематика четвертого раздела выставки «Спасение пространств» касается взаимодействия художников и зрителей, авторов и критиков. В основе блока — тот самый медиапроект, сделавший Сальникова «проповедником» от искусства, а также монументальные живописные портреты.

Выставка максимально широко раскрывает талант Владимира Сальникова, знакомя зрителя с его богатым художественным наследием. Новаторские идеи, неповторимый стиль и особая энергетика его работ поражают своим разнообразием и не теряют своей актуальности в современном мире.

О художнике: Владимир Сальников родился в 1948 году в Чите, в 1971 году окончил факультет Художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института (ныне Академии печати).

В 1971–1988 годах работал иллюстратором в московских издательствах, в 1972–1982 годах преподавал рисунок, живопись и композицию на графическом факультете Московского полиграфического института, в 1997–2000 годах читал лекции в Школе современного искусства РГГУ. Впервые его работы выставлялись в 1968 году. В 1980-м в редакции журнала «Литературное обозрение» прошла первая персональная выставка художника. За ними в 1990-х последовали экспозиции «Доверчивый супруг», «Племянница художника Гитлера», «Спасение пространств».

О кураторах: Леонид Бажанов — российский искусствовед, историк искусства, куратор, специалист по современному искусству второй половины ХХ — начала XXI века. Основатель (1992) и художественный руководитель Государственного центра современного искусства с 1997 по 2016 год; создатель Творческого объединения "Эрмитаж«(1985), а также Центра современного искусства на Большой Якиманке (1991); Куратор многочисленных художественных выставок в России и за рубежом, а также российских проектов на международных биеннале (российский комиссар Венецианской биеннале в 2001 и 2002 гг.), Сан-Паулу, Стамбуле, Каире, Нью-Дели.

Ирина Горлова — российский искусствовед, историк искусств и куратор. С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), с 2017 года — руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе: «Искусство 2000х» (совместно с Кириллом Светляковым, 2018, Третьяковская галерея), «Осколки войны» (совм. с Еленой Цветаевой, 2015, Балтийский филиал ГЦСИ), Мистификаторы (совм. с Михаилом Миндлиным, 2016, ГЦСИ, Москва), «Предмет искусства (2015, ГЦСИ, Москва), «Андрей Ройтер. Открытый дом» (2013, ММОМА).