Василий Шухаев (1887-1973). Ретроспектива

Портрет Саломеи Андрониковой. 1921 Бумага, сангина, соус. 147х103 Московский музей современного искусства

Замок, Кассис, 1928. Холст, картон, масло. 30,5х61 Частное собрание

Портрет Н. Топуридзе, 1956. Холст, темпера. 93х71 Частное собрание

Художники, 1950. Холст, масло. 160х98. Частное собрание

Голова зебры, Этюд к неосуществленной картине «Поклонение волхвов». 1914. Бумага, сангина. 59,5х39,2 Московский музей современного искусства

Ротмистр А.И.Козубский, 1916 Бумага, сангина, соус. 132х88 Московский музей современного искусства

Виолончель, 1921. Масло, холст. 135х91,5. Частное собрание
|
Даты проведения: 24 сентября — 23 ноября, 2014
Адрес: ММОМА, Петровка 25
|
Куратор: Елена Каменская Научный консультант: Елена Яковлева Архитектор экспозиции: Юрий Аввакумов
Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973). Выставка в главном здании ММОМА представит весь творческий путь Шухаева, все виды и жанры его искусства. Наряду с известными произведениями из собраний крупнейших музеев в экспозицию войдут ранее не экспонировавшиеся картины, рисунки, театральные эскизы и книжная графика.
Выставка произведений Василия Шухаева — первая часть большого исследовательского проекта Московского музея современного искусства. Вторую часть составит научная конференция, посвященная разным аспектам жизни и творчества художника.
Василий Иванович Шухаев прожил долгую, сложную и яркую жизнь, в полной мере отразившую все драматические перипетии русской художественной интеллигенции ХХ столетия. В личной и творческой судьбе художника соединились история, политика и особенности художественной жизни дореволюционной и советской России, Парижа межвоенного периода.
География жизненного пространства художника охватывает такие города, как Москва, где он родился и окончил Строгановское училище, Санкт-Петербург — где учился в Императорской академии художеств и откуда отправился в двухгодичную пенсионерскую поездку в Италию совершенствовать свое мастерство. В Петрограде началась его художественно-педагогическая деятельность, которая продолжилась, спустя годы в Париже, а затем в Ленинграде и Тбилиси. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. За ней последовала Франция. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. С 1947 года на протяжении четверти века Шухаев жил и работал в Грузии, где летом ездил в Цихисджвари, а после - в Подмосковье, к друзьям на Николину гору.
Возможность построить хронологически и тематически полноценную экспозицию, охватывающую почти семь десятилетий ХХ столетия, стала выполнимой лишь в наши дни. Рассеянные по миру работы художника, в том числе эпизодически возникающие на разного рода выставках, аукционах и в публикациях, наконец, предстанут вместе с произведениями из государственных и частных коллекций России, Грузии, Казахстана и других стран.
Особое внимание в год 100-летия начала Первой мировой войны будет уделено портретам офицеров Русской армии (1916) — подготовительным рисункам к масштабному незавершенному полотну «Полк на позициях» (ГРМ). Впервые неизвестные доселе офицеры обретут не только имена, но и биографии.
В экспозиции и в каталоге выставки впервые будут представлены материалы следственного дела четы Шухаевых из архива Федеральной службы безопасности России. Эти документы позволят приоткрыть завесу над причиной ареста Шухаевых и восстановить обстоятельства их жизни в магаданском лагере.
Представленный на выставке материал позволит осветить такую малоизученную область творчества Шухаева, как его сотрудничество с режиссерами В.Э. Мейерхольдом, Н.Ф. Балиевым, Л.В. Варпаховским, а также работу художника в театре магаданского ГУЛАГа.
Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924), иллюстрированных Шухаевым, и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair». Выставке предшествовала большая научно-исследовательская, в том числе атрибуционная, работа коллектива музея. Ее результатом стали уточнения авторских названий, датировок и провенанса ряда произведений.
Московский музей современного искусства выражает благодарность за подготовку и осуществление выставочного проекта: Государственному Русскому музею; Государственной Третьяковской галерее; Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Государственному музею Востока; Государственному Центральному театральному музею им. А.А. Бахрушина; Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства; Государственному Литературному музею; Государственному музею А.С. Пушкина; Всероссийскому музею А.С. Пушкина; Архиву ФСБ России; Государственному музею искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева; Международному историко-просветительскому благотворительному и правозащитному обществу «Мемориал», Всероссийскому музейному объединению музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ВМОМК им. М.И. Глинки), Музею А. М. Горького Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Государственному музею-заповеднику «Петергоф», Научно-Исследовательскому Музею Российской Академии Художеств (НИМРАХ), Мариинскому театру, Кабардино-Балкарскому музею изобразительных искусств имени А. Л. Ткаченко, SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн), Галерее KGallery, частным коллекционерам и лично Нине Хучуа.
Стратегический партнер проекта

Партнер проекта

|