Правительство Москвы Департамент культуры города Москвы Российская академия художеств Московский музей современного искусства Новая Галерея в Хёманнхаус, Аугсбург Рейнский национальный музей, Бонн Галерея Эрнст Хильгер
представляют
Анастасия Хорошилова
Русскиe
Кураторы: Георгий Никич, Констанс де Маллерэ
Даты проведения: 11 декабря 2008 г. - 4 января 2009 г.
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25, 2-й этаж
Открытие: 10 декабря в 17:00
|
Георгий Никич, историк искусства, куратор проекта:
«Русские» — это не национальность, не страна, не образ мыслей, не конфессия, не общность. Это вектор истории, науки, превзойденной художником в до- и послеперестроечной школе, дополненной взглядом на Россию из Европы, расширенной целенаправленными путешествиями по Северу, Приуралью, европейской части современной России за последние два года.
Русских Хорошилова не столько искала или определяла, сколько узнавала и принимала как данность. Русские всегда смотрят нам в глаза. Выражение их лиц не срежиссировано художником. Они не мифологизированы, они представлены такими, какими они сами себя представляют.
Среди множества идентичностей каждого из героев, может быть, есть один период, в той или иной степени определивший судьбу каждого из них, — это след СССР. Это «точка сборки», или точнее, точка развертывания и глубинное концептуальное основание серии «Русские» как проекта. За несколько лет до рождения художника на коммунистическом партийном съезде была провозглашена новая общность: в отчетном докладе на XXIV съезде КПСС единый советский народ был провозглашен результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоев, наций и народностей, заселяющих 1/6 часть суши. Общим языком был признан русский язык, что являлось выражением «той роли, которую играет русский народ в братской семье народов СССР».
Но даже не русский язык объединяет «Русских» Хорошиловой. Язык фотографии выражает связь двух линий. Хроника встреч художника со своими моделями и суммирование (скорее — синергирование) знаков их общего пребывания в истории и современности.
Глубина истории на каждой из фотографии разная. Возраст старушки, стилистика национальных украшений, фактура обветренных досок, традиция военного воспитания, дисгармония в одежде — все это, казалось бы, указывает на периоды, эпохи и даже даты. Но ни твердости, ни уверенности в историческом пребывании этих людей нет ни у них самих, ни у фотографа. Они просто живут сейчас, и художник принят в круг этой жизни.
Метод Хорошиловой — коммуникация и констатация. Талант к общению дает возможность автору понять и включиться в жизнь своих героев. Единственным общим делом неизбежно оказывается процесс фотографирования: снимать и позировать. Сам этот процесс является продолжением или частью общения. При этом для героев фотографий — эпизодом, для фотографа — произведением, а для зрителей — возможностью проникновения: через образ картинки к позиции автора и далее к смыслу деталей и историческим контекстам.
Важнейшее свойство фотографий Хорошиловой — длительность зафиксированного в них действия. Это не остановленное мгновение репортажа и не предстояние перед вечностью. Взгляд и выражение лица, детали одежды, предметы быта, элементы среды, пространство пейзажа — это не только части композиции, но и исторические слои.
Есть большой соблазн назвать подход автора научным — антропологическим или социологическим, но дистанция отношения, объективность эксперимента — эти необходимые условия автором не соблюдаются, скорее преодолеваются. Художник и модель на равных присутствуют на «съемочной площадке». Именно их взаимная открытость определяет гармонический строй фотографии, создает возможность критического суждения: тогда история и этнография, понимание конфессиональных контекстов и неизбежных влияний глобализации, географические и даже зоологические приметы — все это, меняющееся от фотографии к фотографии, постепенно складывается в экзистенциальное историческое исследование Анастасии Хорошиловой.
Экзистенциальность подхода дает фотографу возможность легко «уйти в глубину» от риска использования многочисленных стереотипов: постановочной портретной съемки, норм объективной фотографии, принципов визуальной антропологии, необходимой апелляции к узнаваемым русским имиджам. Верблюд или охотничий сокол, люди разных национальностей и конфессий — это не новые образы России, и уж тем более не альтернатива медведям, орлам и бабам в расписных платках. Путь, который совершают образы Хорошиловой от ее замыслов к работе с камерой в руках, отбору и печати фотографий, их презентации, складывается в медиа-комплекс, который можно воспринимать и просто, даже «по-бытовому», и сложно — сквозь призму чикагской социологической школы или постструктуралистской философии. Кажется, что к проекту «Русские» применима фраза, вскользь брошенная Пьером Бурдье: «Образованное мышление значительно меньше, чем это можно себе представить, отличается от мышления дикого».
Биографические данные
1978 |
родилась в Москве |
С 1997 |
член Союза фотохудожников России |
1999-2004 |
учеба в университете Дуйсбурга-Эссена (Художественная школа «Фолькванг») в Германии на факультете дизайна у профессора Йорга Зассе (диплом с отличием) |
С 2007 |
живет и работает в Берлине и Москве |
Персональные выставки
2008 |
Узкий Круг, Sala Santa Rita, Рим Russkie, Новая Галерея в Höhmannhaus, Аугсбург, Германия |
2007 |
Островитяне 2003-2006, Центр современного искусства им. Луиджи Печчи в Прато, Италия Островитяне 2003-2006, Художественная Галерея Линген, Линген, Германия Russkie, Галерея Fúcares, Мадрид Russkie, Галерея Ernst Hilger, Вена |
2006 |
Заметки в пути, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург Островитяне, галерея Corkin Shopland, Торонто Заметки в пути, Clementinum / Национальная Библиотека Чешской Республики, Прага Анастасия Хорошилова 2002-2006, Галерея Bumpodo, Токио Бежин луг, Музей и общественный центр им. А. Сахарова, Москва |
2005 |
Бежин луг, Galerie Condé, Гете-Институт, Париж Бежин луг, галерея Ernst Hilger, Вена Бежин луг, галерея Fúcares, Мадрид |
2004 |
Островитяне, галерея Ernst Hilger, Mezzanin, Вена |
Избранные коллективные выставки
2008 |
Presumed Innocence – Photographic Perspectives of Children, Decordova Museum and Sculpture Park, Lincoln, Массачусетс, USA Власть воды, Государственный Русский Музей, С. Петербург einfach so..., Kunstraum Düsseldorf, Дюссельдорф, Германия |
2007 |
Inszenierte Dokumente, Grafik-Museum Stiftung Schreiner, Бад-Штебен, Германия Фотография и Видео-Арт из России, галерея J.J.Heckenhauer, Берлин From Russia With Love - Современная русская фотография и видео-арт, Kunsthaus, Meran, Меран, Италия Reality Crossings - 2 Fotofestival, Mannheim_Ludwigshafen_Heidelberg, Германия The Poetry Of Water In Russian Art, Palais Lumière, Эвиан, Франция |
2006 |
галерея Nouvelles Images, Гаага (Den Haag) галерея MK Galerie, Роттердам (Rotterdam) |
2005 |
No Comment, в рамках 1ой Международной Биеннале современного искуства в Москве Бежин луг, музей коллекции М. Маргулиса (The Margulies Collection at the Warehouse), Майaми, США Zwischenraum, городской музей “Stadtmuseum Hofheim am Taunus”, Hofheim am Taunus, Германия INWARD OUTWARD, Генк, Бельгия |
2004 |
Passage l'Europe, Сент-Этьен (St-Etienne), Франция Das Fotografische Portrait, Фотографический Форум, Кельн, Германия (Forum für Fotografie, Köln) Идентификация, в рамках 4ой Международной Фотобиеннале в Москве |
1997 |
Женщины-фотографы, Смоленск |
1996 |
Новый Алфавит, в рамках 1-ой Международной Фотобиеннале в Москве |
Гранты
2007 |
IPRN EU Culture 2000 Changing Faces Comission, Faculity of Creative and Performing Arts at University of Leiden / Paradox, Нидерланды “Photosensitive Space – Lodz”, Artists in Residence, Лодзь, Польша |
Избранные публикации
Узкий Круг | Анастасия Хорошилова, с эссе В. Мизиано, Ф. Пирани, Contrasto, Rome, 2008 Пять Историй | Анастасия Хорошилова, с эссе Bas Vroege, Paradox, Edam, 2007 Islanders 2003-2006 | Анастасия Хорошилова, с эссе Stefano Pezzato, Центр современного искусства им. Луиджи Печчи в Прато, Италия / Художественная Галерея Линген, 2006 Заметки в пути | Анастасия Хорошилова, с эссе А. Боровского, Palace Editions / Государственный Русский Музей / Музей Людвига в Русском Музее, 2006 Бежин Луг | Анастасия Хорошилова, с эссе В. Мизиано, Трилистник, Москва, 2005 «Presumed innocence — photogtaphic perspectives of children», Essays by Rachel Rosenfeld and Anne Higonnet, Decordova Museum and Sculpture Park, 2008 «Nahtstellen — Fotos fuer die Pressefreiheit 2008», Reporter ohne Grenzen / ежегодная публикация ««Репортеры без границ» (исп. фотографии из серии «Russkie»), с Б. Михайловым, Р. Полидори и др., Берлин, 2008 European Photography — The international art magazine for contemporary photography and new media, Berlin, Nr.82, Volume 28, Issue 2, Winter 2007/2008 «From Russia with love», Essays by Baerbel Vischer, Joseph Backstein, Valerio Dehò, Kunsthaus Meran, 2007 «Image Makers, Image Takers — The Essential Guide To Photography By Those In The Know», Anne-Celine Jaeger (Ed.), Thames & Hudson, London, 2007 «Work», International Photography Research Network (Hr.), UK, 2007 Трофименков Михаил, «Дети пустоты», Коммерсантъ, Nr. 38, 2006 Von Heydebreck Amelie, Monopol Watchlist «Anastasia Khoroshilova», Monopol, Berlin, Nr. 4, 2006 Молок Николай, «Пробежаться по лугу», Известия, Nr. 225, 2005 Левашов Владимир, «Анастасия Хорошилова. Бежин луг», Артхроника No 5-6, 2005 Marion Geier, «Der Mensch zählt — er erzählt», EIKON — International magazine for photography and media art, Nr. 50, 2005
Коллекции
Коллекция Bank Austria, Вена Centro per l? Arte Contemporanea Luigi Pecci Prato Коллекция Citigroup Private Bank, Нью-Йорк Kunstverein Lingen The Margulies Collection, Майами Adrian Riklin Privatstiftung, Вена Jerry Speyer, Нью-Йорк Государственный Русский Музей, С. Петербург Коллекция der UBS AG, Швейцария Zentrum für Gegenwartskunst im Glaspalast, Аугсбург
Выставка организована при поддержке:
UBS Clifford Chance
|