Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства

представляют

Клара Голицына
Пластические партитуры
Даты проведения: 21 ноября - 21 декабря 2008 г.
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25, залы № 2-3
Открытие: 20 ноября в 18:00

Московский музей современного искусства показывает проект Клары Голицыной «Пластические партитуры», в который вошли произведения из серии «Постархитектура» — недавней работы художника. Выставка продемонстрирут все этапы развития серии «Постархитектура»: акварельные наброски с линеарными силуэтами зданий и более детальные разработки на холстах. В экспозиции будет составлен плотный фриз из архитектурных композиций.

Проект «Пластические партитуры» отражает поиски последнего творческого периода Голицыной, который начался в 90-е годы. Именно тогда художница занялась серьезным, тяготеющим к аналитике, изучением формообразующих свойств пространственно-объектной среды. Конструкция, объем, масса — это то, что ее интересовало прежде всего. Но постепенно весомость изображаемых объектов сходит почти на нет. Они словно «освобождаются» от такого физического понятия, как «масса тела», сохраняя при этом объем.

Так, в ранних архитектурных объектах и конструкциях Голицыной, хотя уже частично и «облегченных», продолжают существовать стены, окна, крыши. А в более поздних работах архитектура становится полностью прозрачной, линеарной; архитектурное пространство — воздушным, легким и, как кажется, бесконечным; оно словно может быть продолжено дальше, за пределы холста или даже выставочного зала.

Аскетичный минимализм формы, ее легкость, прозрачность, почти призрачность, подчинение строгой логике перспективных построений, организующих пространство, и одновременно нарушение строгих законов геометрии — то, что свойственно полотнам Клары Голицыной сегодня. Это действительность, но действительность не эвклидова пространства, а свободного пространства творчества, в котором важна не реальность, а фантазия, как продолжение той же реальности.

Перед зрителем предстают не статичные произведения, а некие «пластические партитуры», по которым художница «играет архитектуру», словно исполняет музыку.

Клара Голицына, несмотря на возраст (р. 1925), не теряет острого чувства современности и продолжает смело экспериментировать с широким спектром изобразительных приемов.

Картинные серии Клары Голицыной последнего периода являются программными и актуальными. Присутствие здесь исследовательской логики и концептуальности не ведет к холодной рассудочной сухости. Наряду с «линейной логикой» действительно линеарных построений тут есть место и для парадоксального, игрового начала, то есть дает о себе знать явно не линейная, иная логика вольного творчества... Логические построения оказываются паралогичны. Эти разбегающиеся от предмета линии могут вторично сойтись и пересечься лишь где-то за пределами зримого, в не фиксируемом центре Тайны...

Сергей Кусков, арт-критик

В окружении произведений этого выставочного проекта Клары Голицыной кажется, словно ты оказался внутри огромного звукового пространства, где нескончаемый поток мелодий сливается в цельную музыкальную гармонию. Городская макроструктура, с ее бесконечной игрой форм, органично воспринимается художником в качестве некоего музыкального творения. Города мира в ее живописно-архитектурных интерпретациях предстают как гигантские художественные конгломераты.

Никита Махов, арт-критик

Интрига в том, что я не знаю, чем кончится дело — ЧТО в результате останется на картине? В этом весь интерес и стимул к работе. Сейчас у меня желание как можно больше самоустраниться при создании произведения. Теперь руководит случай: открываю любую книгу, по номеру страницы отсчитываю на полке альбом, попавшаяся фотография — повод для картины. Делаю маленький эскиз и начинаю свою игру по созданию произведения. Линиями продолжаю конструктивные грани изображаемого. Иногда оставляю на картине одни эти концы.

Клара Голицына, 2008