МОДЕРНИЗМ БЕЗ МАНИФЕСТА. ЧАСТЬ 2: ЛЕНИНГРАД СОБРАНИЕ РОМАНА БАБИЧЕВА

Эдуард Криммер. Две крестьянки. 1929–1932. Холст, масло. 50х50

Татьяна Купервассер. Автомобиль перед домом. Конец 1920-х. Холст, масло. 107х76

Николай Тырса. Обнаженная натурщица с книгой на финской ткани. 1934. Холст, масло. 68х49,3

Лев Бродаты. Телеграмма. Около 1930. Холст, масло. 69,7х89,7

Владимир Гринберг. Ленинградский пейзаж (Мойка у Мало-Конюшенного моста). 1935. Холст, масло. 64х84
|
Даты проведения: 28 ноября, 2017 — 28 января, 2018
Адрес: ММОМА ПЕТРОВКА, 25
|
МОДЕРНИЗМ БЕЗ МАНИФЕСТА. ЧАСТЬ 1 | ЭКСКУРСИИ ПО ВЫСТАВКЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ | ЭКСКУРСИИ ПО ВЫСТАВКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Кураторская группа: Роман Бабичев, Надя Плунгян, Мария Силина, Александра Струкова, Ольга Давыдова
Московский музей современного искусства представляет вторую часть проекта «Модернизм без манифеста», основанного на крупной личной коллекции отечественного искусства XX века Романа Бабичева. Выставка-исследование продолжает основную мысль проекта, оспаривающую традиционное разделение советского искусства на «авангард» и «социалистический реализм», и концентрируется на одном из самых богатых, сложных и ярких пластов «советского модернизма» — ленинградской школе 1920–1950-х годов.
Масштабное собрание Романа Бабичева, насчитывающее около 4 000 произведений искусства, дает широкую панораму малоизученной культуры Ленинграда между Первой и Второй мировыми войнами. Память о модерне и символизме, влияние Академии художеств и «Мира искусства» соединились здесь с новейшими художественными течениями российского и зарубежного искусства. В Петрограде-Ленинграде шло динамичное взаимодействие крупных модернистских школ, стремящихся заложить основы современной картины, создать «стиль эпохи». В то же время именно на ленинградской сцене в 1930-е начала разворачиваться государственная кампания против формализма и натурализма в искусстве, вследствие которой были запрещены независимые творческие объединения, а художники лишились возможности свободно продолжать пластические эксперименты.
Авторы проекта «Модернизм без манифеста», не фокусируясь на исторических вехах (двух мировых войнах и трех революциях), предлагают альтернативную официальной историю развития искусства Ленинграда 1920–1950-х годов — основанную на деятельности неформальных художественных сообществ и самых ярких их представителей. На примере более 250 произведений живописи, скульптуры и графики из коллекции Романа Бабичева выставка проследит взаимосвязь художественных направлений, «невидимых» для официальной критики того времени, и найдет в их удивительной плотности и силе внутренних связей существующую преемственность художественных течений XX века.
Экспозиция, состоящая из 14 частей, представит работы учеников Кузьмы Петрова-Водкина из общества «Круг художников»; учеников Павла Филонова из объединения «Мастера аналитического искусства»; бывших сотрудников Гинхука из «Группы живописно-пластического реализма» под руководством Веры Ермолаевой; мастеров литографии из Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОСХ; художников круга Владимира Лебедева из Детгиза и сфокусирует внимание на Ленинградской пейзажной школе. Отдельными частями выставки станут монографические залы Александра Ведерникова, Александра Русакова и Владимира Гринберга. Кураторские тексты, сопровождающие каждую из частей выставки, дадут представление о судьбах героев выставки, проследят связь их произведений с мировой и отечественной художественными практиками, а также обозначат след, оставленный ими в искусстве следующих поколений.
К открытию выставки приурочен выход второй из пяти книг о коллекции Романа Бабичева, которая будет посвящена творчеству Александра Ведерникова. В рамках выставки готовится образовательная и экскурсионная программа.
Экспозиционное пространство выставки реализовано при поддержке Manders.
Кураторская группа
Роман Бабичев — коллекционер отечественного искусства XX века. Работы из собрания участвовали в выставочных проектах Государственной Третьяковской Галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского Музея, МВО «Манеж» и др.
Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, критик, куратор. Автор монографии «Группа „13“ в контексте художественной жизни конца 1920-х — середины 1950-х годов», автор-составитель ряда изданий о советском искусстве 1930–1950-х гг. Куратор выставок-исследований о проблемах советского и современного искусства.
Мария Силина — кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, автор монографии «История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920-1930 годов в СССР». Ассоциированный профессор факультета истории искусств Университета Квебека в Монреале (Канада).
Александра Струкова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, автор монографий «Владимир Гринберг. 1896–1942. Художник Ленинграда» и «Ленинградская пейзажная школа. 1930–1940-е годы», автор статей в научных сборниках, альманахах, журналах.
Ольга Давыдова — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, член Ассоциации искусствоведов России и Международной ассоциации художественных критиков (AICA). Специализируется в области изучения изобразительного искусства XIX–XXI веков. Автор книг и альбомов о модерне и современном искусстве.
|