Evaluation service
15 сентября — 23 октября 2022
6 сентября — 16 октября 2022
9 сентября — 30 октября, 2022
13 СЕНТЯБРЯ — 23 ОКТЯБРЯ 2022
26 августа — 23 октября, 2022
18 августа — 9 октября 2022
11 августа — 16 октября 2022
июль — октябрь 2022
29 июня — 9 октября 2022
30 апреля, 2022 — 29 января, 2023

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Московский музей современного искусства
Галерея Майкла Вернера Берлин, Кёльн, Лондон и Нью-Йорк

Маркус Люперц
Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника
Немецкий мотив – дифирамбический II, 1973. Холст, масло
Немецкий мотив – дифирамбический II, 1973. Холст, масло
Без названия (Вавилон). 1975. Темпера, уголь на холсте, картон.
Голова прекрасного. 1955. Окрашенная бронза
Даты проведения: 09 декабря, 2021 — 3 апреля, 2022
Адрес: ул. Петровка, 25

Московский музей современного искусства совместно с галереей Майкла Вернера представляют первую московскую ретроспективную выставку Маркуса Люперца — одного из самых известных представителей современного немецкого искусства. Проект проходит в рамках Года Германии в России 2020/2021 при поддержке Гёте-института.

Маркус Люперц обрел известность в 1960-х годах благодаря провокационным полотнам, наполненным военной символикой и отсылающим к недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. «Последний немецкий денди», «enfant terrible», как именуют мастера критики, Маркус Люперц принадлежит к поколению авторов, к которому также причисляют Ансельма Кифера и Герхарда Рихтера. Именно они сформулировали при помощи обращения к традиционному языку живописи ключевые и наиболее травматичные, болезненные вопросы поствоенного немецкого общества — связанные с исторической памятью и проблемой «преодоления прошлого». Как некоторые другие его соотечественники, собственный художественный язык Люперц обнаруживает в немецком экспрессионизме.

Основным мотивом творчества Люперца стал аллегорический элемент, именуемый «бессмысленный объект» или «дифирамб». Последнее определение отсылает к концепции Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре — о восторге забытья и экстазе разрушения. Через него Люперц осмысляет античное наследие в гротескной пластике, сочетающей в себе древнегреческие формы и мультипликационные образы. Его неоднозначные, местами некомфортные работы посвящены размышлению об одном и том же круге вопросов — о природе живописного образа, о роли художника, о том, какое место прошлое занимает в настоящем — и что ждет его в будущем.

На выставке в ММОМА представлено порядка 100 картин и скульптур, среди которых целый ряд ключевых и репрезентативных работ художника. Экспонируемые объекты были отобраны лично художником и включают в себя произведения, созданные с 1960-х годов до сегодняшнего дня. Уникальная экспозиция дает наиболее богатое и полное впечатление как о творчестве Люперца художника, так и о его личности.

Специально к персональному проекту будет выпущен каталог произведений автора.

Маркус Люперц (р. 1941 г., Райхенберг) — немецкий художник и скульптор, принадлежащий к направления экспрессионизма и объединивший в своих работах фигуративную живопись и абстрацию. Окончил Художественную академию в Дюссельдорфе, после чего переехал в Берлин, где работал с такими художниками, как Георг Базелиц и Йорг Иммендорф. Произведения Маркуса Люперца находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Национальной художественной галереи в Вашингтоне, в Новой пинакотеке в Мюнхене, в Национальной галерее в Берлине, в Музее современного искусства в Париже и в других институциях.

Избранные персональные выставки:
2009 Бундескунстхалле (Бонн)
2011 Гаагский городской музей (Гаага)
2014 Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
2017 Музей Хиршхорна (Вашингтон)
2019 Дом Искусства (Мюнхен)