Правительство Москвы Департамент культуры города Москвы Российская академия художеств Московский музей современного искусства
Избранное из собрания Московского музея современного искусства

Жатва. /Harvest/ 1912-1913 Холст, масло (Oil on canvas). 70.7х60.6 (82х71,5 - размер работы в раме)

Борис Григорьев. Женщина. Из серии "Intimite". 1916-17 гг. Холст, масло.

Михаил Шварцман. Токко. 1966. Оргалит, масло.

Издебский Владимир Алексеевич (Vladimir Izdebsky) (1882-1965)
Без названия. /Untitled/. Композиция. Женщина внутри арочных сводов. 1920-е
Холст на картоне, масло (Oil on canvas mounted on cardboard). 75.7х43.5 (89.7х57.5 - размер работы в раме)

Экстер Александра Александровна (Alexandra Exter) (1882-1949)
Композиция. /Composition/ 1916-1918
Холст, масло (Oil on canvas). 68.6х61.7 (75,5х68,5 - размер работы в раме)

Криммер Эдуард Михайлович (Eduard Krimmer) (1901-1974)
Без названия. (Двухсторонняя). /Untitled (Two-sided)/ 2-ая пол. 1920-х
Холст, масло (Oil on canvas). 80.5х63 (93,5х74 - размер работы в раме)
|
Даты проведения: 20 декабря 2012 — 10 февраля 2013
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25
|

Последние несколько лет наш музей плотно погрузился в проблематику contemporary art, поэтому многим показалось, что часть коллекции, представляющая предыдущие этапы развития искусства, навсегда скрылась в наших запасниках. По многочисленным просьбам посетителей мы возобновляем экспозицию, насыщенную историческим контекстом. В ней отразился весь ХХ век, со всем многообразием течений и направлений, с противоречивым ходом его художественных событий.
Что мы покажем на этот раз? Это, прежде всего, классический русский авангард первой четверти XX века. Без него немыслимо понимание творческих процессов столетия в целом. Музей может гордиться собранием работ основных представителей этого движения: Казимира Малевича, Владимира Татлина, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова, Любови Поповой, Роберта Фалька, Бориса Григорьева, Ильи Чашника, Эдуарда Криммера, Владимира Дмитриева и других.
Зрителю покажется любопытным раздел экспозиции с виртуозными сангинами Василия Шухаева, представляющего неоклассическое направление — в целом противоположное авангардизму, но парадоксально дополняющее его. Шухаев прожил долгую, полную драматичных событий жизнь. Он сделал карьеру еще до революции, много путешествовал. После долгого пребывания за границей, в 1930-х годах, он вернулся в советскую Россию и вскоре был репрессирован. После десяти лет ссылки в Магадане, Шухаев переехал в Грузию, где стал профессором Тбилисской Академии Художеств и любимым учителем Зураба Церетели.
Отдельное место занимают произведения художников Русского Зарубежья. Сегодня российский зритель с удивлением открывает для себя искусство, скрытое до недавнего времени под спудом. Уникальность коллекции нашего музея в том, что за относительно короткий срок были собраны первокласснейшие работы художников-эмигрантов — Бориса Анисфельда, Сергея Шаршуна, Андрея Ланского, Владимира Баранова-Россине, Петра Дмитриенко, Александры Экстер, Владимира Издебского.
Важный раздел экспозиции включает в себя произведения художников-нонконформистов 1960-1970-х годов. «Второй авангард», как любят называть его искусствоведы, родился из противостояния государственному официозу, в дерзкой атмосфере запрещенных выставок — например, знаменитой «Бульдозерной», устроенной в 1974 году на открытом воздухе в Беляево. Среди художников этого круга выделяются основные лица эпохи: Оскар Рабин, Василий Ситников, Марлен Шпиндлер, Михаил Шварцман, Дмитрий Краснопевцев, Олег Целков, Владимир Яковлев, Анатолий Зверев. Близко к неофициальному искусству примыкают мастера так называемого «левого МОСХа»: Илларион Голицын, Наталия Егоршина, Николай Андронов, Андрей Васнецов.
Абрис истории искусства в прошлом и нынешнем веке завершают работы художников актуального направления, среди которых ярче всего выделяются авторы постконцептуального круга и младоконцептуалисты: Айдан Салахова, Павел Пепперштейн, Виталий Пушницкий, Алексей Беляев-Гинтовт, Олег Тистол, Константин Латышев, Алексей Каллима, Дмитрий Цветков и другие. Рядом с живописцами московского круга — представители ленинградского андеграунда 1980-х, легендарные «Новые художники» во главе с лидером движения — Тимуром Новиковым. Вместе с его работами выставлены произведения Олега Котельникова, Вадима Овчинникова, Инала Савченкова и Ивана Сотникова. Их яркие, экспрессивные полотна возвращают нам эпатажную атмосферу авангарда, замыкая тем самым исторический цикл. Разобраться в нелегких путях художественной жизни XX-XXI веков мы и предлагаем сегодня зрителю.
Музей выражает признательность и благодарность почетному академику РАХ, меценату Умару Алиевичу Джабраилову за произведения, переданные в дар музею и впервые экспонирующиеся на этой выставке. Среди них работы мастеров актуального направления: Айдан Салаховой, Виталия Пушницкого, Константина Батынкова, Алексея Беляева-Гинтовта, Натальи Турновой, Петра Бронфина, Александры Вертинской, Александра Дашевского, Константина Латышева, Владимира Мишукова, Тимура Новикова, Павла Пепперштейна, Святослава Пономарева, Вероники Понамаревой, Леонида Ротаря, Олега Тистола, Константина Худякова, Станислава Шурипы, группы «Четвертая высота».
|