Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Московский музей современного искусства
Associazione Spirale d’Idee
Archive Goffredo Parise and Giosetta Fioroni

при поддержке
Итальянского института культуры в Москве

ДЖОЗЕТТА ФИОРОНИ. 60-Е В РИМЕ
Джозетта Фиорони
Берлинская шляпка
1968
60х60 см
Карандаш, эмаль, алюминиевая краска, холст
Джозетта Фиорони
Сверху на высокой скорости
1968
180х121 см
Карандаш, эмаль, алюминиевая краска, холст
Джозетта Фиорони
Девушка под звездами
1969
70х100 см
Карандаш, эмаль, алюминиевая краска, бумага
Джозетта Фиорони
Venere detail
1967
70x100 см
Карандаш, эмаль, алюминиевая краска, бумага
Джозетта Фиорони
Отсюда к вечности
1969
70х100 см
Карандаш, эмаль, алюминиевая краска, бумага
Даты проведения: 6 сентября — 22 октября, 2017
Адрес: ММОМА, Петровка 25

Кураторы Марко Менегуццо, Пьеро Машитти

Московский музей современного искусства представляет первую в России ретроспективу яркой представительницы поп-арта, итальянской художницы Джозетты Фиорони. Проект в ММОМА познакомит зрителя со всем многообразием красок и оттенков Фиорони: концентрируясь на знаменитой «поп» Фиорони 60-х, выставка в ММОМА также покажет истоки этого стиля в «абстрактной» Фиорони конца 50-ых и его развитие в политически заряженных работах конца 60-ых и начала 70-ых.

60-ые в Риме — время и место — задают тон как творчеству Фиорони, так и самой выставке. Работы художницы произрастают из культурного климата Рима середины 20-го века, где послевоенный подъем, прослеживаемый и в итальянском неореализме, хорошо знакомом российскому зрителю по фильмам Антониони, Пазолини, Феллини и Бертолуччи, сочетался со свойственным именно Риму американским влиянием через киноиндустрию и искусство. Помимо времени и места, «плавильный котел» из множественных интеллектуальных и культурных влияний, в котором сформировался стиль Фиорони, был во многом обусловлен ее происхождением — Фиорони родилась в семье, принадлежавшей к артистической элите и принимавшей у себя, таких поэтов, как, например, Винченцо Кардарелли. Насыщенная культурная среда сопровождала Фиорони и дальше благодаря ее естественной открытости разного рода личностным и творческим влияниям. Среди важных для Джозетты фигур — ее учителя Джузеппе Капогросси и Тоти Шалойя, ее друг американский абстракционист Сай Твомбли и коллеги-ровесники Серджио Ломбардо, Марио Шифано, Яннис Кунеллис и Энрико Кастеллани среди прочих. Равнозначной творческому обмену с художниками для Фиорони была страсть к литературе, что косвенно проявилось в близких связях — с романистом и одним из основателей неоавангардной «Группы 63» (Gruppo 63) Джермано Ломбарди и писателем Гоффредо Паризе — и круге знакомых, включавшем среди прочих Тристана Тцара и Сэмюэла Беккета. Внимание к литературе, по мнению кураторов выставки, выразилось в сильной нарративной линии в творчестве художницы.

Экспозиция в ММОМА фокусируется на работах Фиорони 60-ых годов, благодаря которым она стала знаменита. Начало этого периода маркировано триумфальным участием Фиорони в 1964 году в 32 Венецианской Биеннале или «Биеннале Поп», где заявило о себе направление, позже названное Римским Поп Артом, протагонистом которого она немедленно стала вместе с Франко Анджели, Тано Феста, Титина Мазелли, Марио Шифано. «Прогремевшие» на биеннале работы, которые стали частью экспозиции в ММОМА, с помощью приемов комиксного повествования, использования заимствованных фотографий, уплощенных и упрощенных фигур — приемов, которые потом встретятся у Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, описывают современное динамичное общество со свойственным ему клиповым сознанием. Отличительный для этих лет серебряный «не-цвет», как описывает его сама художница, — еще одно повторение: тавтологично художница пишет серебром изображения, изначально проявленные серебряно-желатиновым процессом. Ключом к понимаю визуального языка «поп» Фиорони, по мнению кураторов Марко Менегуццо и Пьеро Машитти, являются абстрактные полотна конца 50-ых, свидетельствующие о влиянии Твомбли и Роберт Мотеруэлла и являющие, помимо «плоскостности», впоследствии «фирменные» для Фиорони лаконичность и спонтанность метода.

Следуя хронологии развития творчества художницы, экспозиция в ММОМА покажет расширение ее тематических горизонтов и форм выражения в конце 60-ых — начале 70-ых. На волне нарастания социального напряжения Фиорони обращается к политическим темам и проблематике становления личности, вводя в работы снимки времени своего детства, пришедшегося на режим Муссолини. Одновременно Фиорони расширяет формальный инструментарий, экспериментируя с театром, кино и инсталляцией. Одна из таких экспериментальных работ, инсталляция-перформанс «Оптический глазок» (1968), будет показана в ММОМА впервые с 60-х годов. Перформанс, метафорически повествующий о границах личного и политического, будет проходить каждые выходные, участие в нем примет итальянская актриса Ирене Мускара. В своих работах Фиорони предлагает альтернативу всепроникающей концепции поп-арта, в которой мужской взгляд считался доминирующим, а женский — пассивным и подчиненным. Намеренно эфемерные и, во многом, глянцевые образы Фиорони существуют в пространстве возвышенных понятий, объективно не женских тем. Однако не верно будет считать, что ее работы отражают исключительно женскую точку зрения в искусстве; они скорее не подражают никаким традиционным образам прошлого.

Выставка «60-е в Риме» в Московском музее современного искусства — своеобразное «возвращение» Фиорони в Москву. Влюбленная в русскую литературу, художница посетила столицу в 1969 году. И сегодня, в 2017 году, столичный зритель сможет увидеть вечный город глазами Джозетты Фиорони.

В рамках сотрудничества Falconeri и MMOMA запускают совместный проект Falconeri Art Weekend, который будет проводиться весь период экспонирования выставки каждое воскресенье. Falconeri Art Weekend будет проходить в формате экскурсионных туров, организованных при поддержке бренда. В эти дни Falconeri приглашает всех желающих присоединиться к экскурсионным группам и бесплатно посетить выставку. Каждое воскресенье будет проводиться 6 экскурсий. Подробности здесь.

Выставка «60-е в Риме» является продолжением программы Музея по осуществлению крупных международных выставочных проектов, а также результатом культурного сотрудничества между Россией и Италией. Проект станет Специальным гостем международной ярмарки современного искусства Cosmoscow и пройдет в рамках 7-ой Московской международной биеннале современного искусства.

О Джозетте Фиорони

Джозетта Фиорони родилась в Риме в 1932 году в семье художников. С 1959 по 1963 годы она жила в Париже, где в Галерее Дениз Брето прошла ее персональная выставка. По возвращении в Рим она стала единственной женщиной, примкнувшей вместе с Франко Анджели, Марио Скифано, Тано Феста, Франческо Ло Савио, Фабио Маури и Джузеппе Унчини к движению, которое впоследствии назвали «Школой пьяцца дель Пополо». Вместе с некоторыми из этих художников Фиорони участвовала в Венецианской биеннале 1964 года. В своих творческих поисках она была близка не столько художникам, сколько писателям и поэтам, принадлежащим так называемой «Группе 63», в особенности к Гоффредо Паризе (с конца 60-х годов его активно переводили на русский). С 1963 году и до смерти Паризе в 1986 году их связывали близкие отношения. В 1970 году художница приняла участие в крупных выставках. В 2009 году под редакцией Джермано Челант вышла фундаментальная монография, рассказывающая о жизни и творчестве художницы. В 2013 году Центр рисунка в Нью-Йорке посвятил ей антологическую выставку «Джозетта Фиорони. Серебро», куратор Клэр Джилман. В 2015 году она стала музой зимней коллекции модного дома Valentino.

Официальный партнер проекта — компания Falconeri

Итальянский бренд Falconeri, известный своими изделиями из кашемира для женщин и мужчин, с особым трепетом относится к культурному наследию и истории Италии, активно поддерживает знаковые выставки, проходящие по всему миру и выступает официальным партнёром первой в России выставки экстраординарной Джозетты Фиорони, которая стояла у истоков возникновения Roman Pop Art.

Медиа партнеры: