ЧТО ВИДИТСЯ «БЕДНОЙ УБОРЩИЦЕ» ДМИТРИЯ ПРИГОВА?
/дар московскому музею современного искусства/

ИЗ СЕРИИ "ИНСТАЛЛЯЦИЯ ДЛЯ БЕДНОЙ УБОРЩИЦЫ"
1990-е
Бумага, шариковая ручка, гуашь
Коллекция Московского музея современного искусства
Дар Н.Г. Буровой-Приговой

ИЗ СЕРИИ "ИНСТАЛЛЯЦИЯ ДЛЯ БЕДНОЙ УБОРЩИЦЫ"
1990-е
Бумага, шариковая ручка, гуашь
Коллекция Московского музея современного искусства
Дар Н.Г. Буровой-Приговой

АВТОПОРТРЕТ. ИЗ СЕРИИ «БЕСТИАРИЙ»
1995
Бумага, шариковая ручка, акрил, коллаж
Коллекция Московского музея современного искусства

ДВЕ ЧАШИ (БУДДА)
1996
Бумага, шариковая ручка, акрил, коллаж
Коллекция Московского музея современного искусства

ИЗ СЕРИИ «ПАМЯТНИКИ»
2006
Фотограф Викентий Нилин
Печать на металле, дерево
Коллекция Московского музея современного искусства

ЧТО ВИДИТСЯ «БЕДНОЙ УБОРЩИЦЕ» ДМИТРИЯ ПРИГОВА?
/дар московскому музею современного искусства/
Вид экспозиции

ЧТО ВИДИТСЯ «БЕДНОЙ УБОРЩИЦЕ» ДМИТРИЯ ПРИГОВА?
/дар московскому музею современного искусства/
Вид экспозиции

ЧТО ВИДИТСЯ «БЕДНОЙ УБОРЩИЦЕ» ДМИТРИЯ ПРИГОВА?
/дар московскому музею современного искусства/
Вид экспозиции

ЧТО ВИДИТСЯ «БЕДНОЙ УБОРЩИЦЕ» ДМИТРИЯ ПРИГОВА?
/дар московскому музею современного искусства/
Вид экспозиции

ЧТО ВИДИТСЯ «БЕДНОЙ УБОРЩИЦЕ» ДМИТРИЯ ПРИГОВА?
/дар московскому музею современного искусства/
Вид экспозиции
|
Даты проведения: 14 июля - 23 июля
Адрес: ММОМА, ул. Петровка, 25, 1 этаж
|
Кураторы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян
Московский музей современного искусства (MMOMA) рад представить новое поступление в свою коллекцию — десять графических листов 1990-х годов с изображением двух монстров из знаменитой серии «Инсталляция для бедной уборщицы» Дмитрия Александровича Пригова (1940-2007), поэта и художника, выдающегося представителя российского искусства второй половины XX-начала XXI веков. Работы преподнесены в дар музею его вдовой Надеждой Буровой-Приговой и демонстрируются в одном из залов здания MMOMA на Петровке в рамках Недели Д.А. Пригова — цикла мероприятий в столичных музеях и других учреждениях культуры, посвященный десятилетию со дня его смерти.
К настоящему моменту в нашем музее, который в 2008 году организовал первую масштабную ретроспективу Дмитрия Пригова «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!», сформирован сравнительно небольшой, но представительный корпус работ художника, выполненных в разные периоды и в разных техниках. Это многосоставные графические композиции «Большое яйцо» (1978), «Два глаза, расположенные вертикально» (1997), «Мене, Текел, Фарес» (1997), две работы из серии «Бестиарий» (1990-е), коллаж «Две чаши (Будда)» (1996) и шесть объектов из позднего проекта «Памятники» (2006), совмещающего перформанс и фотографию. Подаренные музею рисунки, принадлежащие к обширной группе эскизов так называемых фантомных инсталляций, раскрывают важнейший аспект творческого наследия Пригова и замечательно дополняют собрание музея. Выставка, посвященная этому дару и подготовленная Научным отделом MMOMA, не просто показывает новоприобретенные работы в окружении избранных произведений Пригова из музейных фондов, а также архивных материалов. Она предлагает зрителю проанализировать иконографическую структуру эскизов, напоминающих кадры неснятого анимационного фильма — попробовать понять, из каких элементов выстроено их уподобленное театральной сцене символическое пространство. В центре внимания оказываются три архетипических для Пригова мотива, каждый из которых имеет богатую иконографическую традицию: коленопреклоненная фигура, увиденная со спины (собственно сама «бедная уборщица»), всевидящее око и уроборос — змея, кусающая себя за хвост. Их насыщенная значениями генеалогия уходит в глубь веков. По-разному комбинируясь друг с другом, эти мотивы складываются в сложное, программно-тавтологичное и, в сущности, до конца нерасшифровываемое высказывание, исполненное экзистенциальной тревоги и одновременно характерной авторской иронии, — высказывание о жизни и смерти, о месте и роли человека перед лицом непознаваемой трансцендентной силы, о зрителе и художнике.
Московский музей современного искусства выражает глубокую благодарность Надежде Буровой-Приговой и Фонду Д.А. Пригова за столь щедрый дар. Работы Дмитрия Пригова неизменно включаются в тематические показы коллекции музея, и пополнившие ее листы не станут исключением.
|