ЕГОР РОГАЛЕВ, ЕВГЕНИЯ СУСЛОВА. ICONS* *Отображения
Даты проведения: 15 февраля — 17 марта, 2019
Адрес: Музей Вадима Сидура, Новогиреевская 37А
|
Московский музей современного искусства и музей Вадима Сидура представляют проект художников Егора Рогалева и Евгении Сусловой Icons. Мультимедийная интерактивная инсталляция предлагает пересмотреть устоявшиеся формы восприятия искусства, музейного пространства и самого посетителя в музее.
Icons Рогалева и Сусловой — своеобразное исследование раскрывающее альтернативные нашему зрению способы взаимодействия с современной реальностью. Пространство экспозиции представляет собой место, где становится возможна особая система связи, возникающая из простейших событий: импульсов и прикосновений, которые способствуют обретению новой формы языка.
Современные когнитивные исследования показывают, что на нейрофизиологическом уровне процессы мышления и ориентирования в пространстве осуществляются схожим образом. Среди прочего, данный факт свидетельствует о биологической обоснованности подходов к реабилитации слепоглухих, разрабатывавшихся в СССР еще с довоенных времен. Наиболее полное выражение эти методики нашли в деятельности Загорского (ныне Сергиево-Посадского) интерната для слепоглухих детей, получившего широкую известность благодаря так называемому «Загорскому эксперименту» — уникальной педагогической программе 1970-х, в ходе которой четверо слепоглухих с детства выпускников интерната поступили в МГУ, успешно получили высшее образование и даже научные степени, доказав тем самым, что отсутствие зрения и слуха не является препятствием к обучению, формированию развитой личности и успешной социализации человека. В конце 1980-х участники эксперимента и воспитанники интерната побывали в мастерской Вадима Сидура и только что созданном музее его творчества.
«Загорский эксперимент», возможно, первый в своем роде, задал одну из главных концептуальных констант самоопределения и развития музея Вадима Сидура. Проект Icons осознанно отсылает к практикам включения людей с нарушениями зрения и слуха, развиваемым в последние годы на этой площадке. Егор Рогалев и Евгения Суслова вновь обращаются к наследию отечественной «культурно-исторической» психологии и дефектологии в контексте исследования режимов восприятия, формируемых новой технологической и информационной реальностью, где актуальный опыт познания все чаще оказывается вытесненным в зоны (как принято считать) когнитивной периферии. Художники ставят вопрос о том, как сегодня возможна работа с фоновыми режимами взаимодействия с действительностью и что происходит с тактильным микроопытом как личным опытом познания и тонкого взаимодействия людей, когда этот опыт становится инструментом идентификации личности.
В рамках предложенной авторами интерпретации метода «совместно-разделенного предметного действия» и благодаря возможности взаимодействия посетителей с элементами инсталляции, все участники выставки образуют некую живую сеть, которая создает и распределяет когнитивные импульсы, воспринимает и воспроизводит знаки, всякий раз, заново собирая собственную внутреннюю структуру.
О художниках:
Егор Рогалев (*1980) — художник, чья практика затрагивает переход от документальной фотографии, фиксирующей социальные трансформации на фоне позднемодернистской архитектуры спальных районов, к современному пост-медиальному искусству, серьезно расширившему горизонты прежних исследований и открывшему возможности для экспериментов с масштабными инсталляциями, видео и звуком. Участник многочисленных выставочных проектов, среди которых Специальный проект 6-ой Московской международной биеннале молодого искусства «Идеальный возраст» (Образовательный центр ММОМА, 2018), «Body copyleft», первая часть — «Неузнавание» (ЦТИ Фабрика, в рамках резиденции «Фабричные мастерские», 2018), Выставка работ номинантов премии Курехина 2018 (ЦСИ имени Сергея Курехина, Санкт-Петербург, 2018), Мультидисциплинарный проект Фонда V-A-C «Опыты нечеловеческого гостеприимства» (ММОМА, в рамках программы «Картбланш», 2017) и другие.
Евгения Суслова (*1986) — художник, поэт, исследователь языка и медиа. Выпускница Школы Родченко, кандидат филологических наук с диссертацией «Рефлексивность в языке новейшей русской поэзии: субъективация и тавтологизация». Автор поэтических книг «Свод масштаба» (2013) и «Животное» (2016). Участник ряда коллективных художественных выставок. Работает с проблемой использования когнитивных данных, границами языка и стратегиями невербальной коммуникации, занимается художественным исследованием внимания. Автор статей о медиаискусстве, когнитивных данных и цифровой индексальности. Соучредитель издательства— лаборатории «Красная ласточка», основатель «Института картографии и схематизации микроопыта»; карамзинский стипендиат 2016 (проект «Знание на экране: интерфейсы и визуализация в цифровых гуманитарных проектах»).
О Музее Вадима Сидура:
Музей Вадима Сидура — крупнейшее собрание работ скульптора-авангардиста, графика и поэта и одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства Вадима Сидура. С 1989 года помещение на Новогиреевской улице 37а получило официальный музейный статус. С 2018 года Музей Вадима Сидура является площадкой Московского музея современного искусства. Помимо постоянной экспозиции, музей предлагает публике насыщенную культурную программу, в которую входят выставки современных художников, концерты и показы, а также образовательная и экскурсионная. Все проекты, проходящие в музее, органично существуют рядом с работами и идеями Сидура, способствуя дальнейшему развитию независимого искусства и новых форм художественного языка в XXI веке.
|