Вероника Пономарева
KRASSOTA.
Живопись. Видеоарт.
Даты проведения: 7 августа — 6 сентября, 2009
Адрес: Государственный музей современного искусства Российской Академии художеств Гоголевский бульвар, 10

Существо чуда просто: любовь-чудо, красота-чудо.
Тверди — красота, даже со слезами, пока дойдешь до назначенного.

7 августа в старинном особняке на Гоголевском бульваре откроется вид на KRASSOTу — новый проект Вероники Пономаревой. 24 полотна возрожденного гиперреализма, 24 фрагмента застывшей реальности в своих масштабах — от 3,5 до 6 квадратных метров — приобрели символическое значение, в том числе для карьеры Вероники. На сегодня она — самый молодой художник, удостоенный персональной выставки в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств, — и вообще, один из самых динамично развивающихся концептуальных живописцев в России.

Что есть красота? Художник отвечает на этот вопрос без лишних интеллектуальных концепций. Посмотите, как много красоты вокруг нас, почувствуйте ее сердцем. Красота духовна, красота живет внутри нас.

Создавая портреты самых рядовых предметов и явлений — городских многоэтажек, пустынных пляжей, пасмурного неба или дачных цветов, — Вероника вырезает из контекста и фиксирует в состоянии покоя объекты, эквивалентные в ее понимании абстрактному понятию «красота». В этих работах есть что-то от сюрреалистов Рене Магритта или Поля Дельво: атмосфера недосказанности, ощущение жизни, оставленной за кадром. Каждый из объектов, изображенных с фотографической точностью, остается «вещью в себе», образом аппелирующим к личным ассоциациям. Масштабирование объектов по размеру полотна, статичность, резкие ракурсы и фотографическая точность — средства, призванные подчеркнуть величие отдельных деталей нелакированной реальности, остановить наш взгляд на отрывках собственной повседневности. Создание таких работ, равно как и их созерцание, можно сравнить с медитативной практикой.

Сейчас Веронике 26, она ведет активный образ жизни, много путешествует и общается с людьми, сочетает творчество с масштабными социальными проектами.

«Современное искусство, давно вышедшее за привычные рамки холстов, галерей и музеев, по-прежнему является одним из самых главных инструментов формирования национальной культуры и сознания», — подчеркивает Вероника Пономарева в интервью о проекте «Красота. Города» (2008), который позволил талантливым молодым художникам в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону и еще семи городах России воплотить свои неординарные идеи на поверхности домов.

Вероника Пономарева участвовала в самых разных арт-проектах (например, «Тессеракт» (2005), «Окрошка» (2006), Charity Gallery (2006) и всегда вела себя по-разному: с буддийским спокойствием и дерзко (даже не боялась «заключать» портреты олигархов в рамы-гирлянды из кукол Барби).

Два года назад Вероника Пономарева выставляла в Москве свои работы, посвященные физиологии человека. Ее проект Love Time (2007) соединил в себе два абстрактных понятия — «время» и «любовь», обнаружив на их стыке начало жизни, сакральное и вечное, но одновременно зыбкое и иллюзорное. Тогда Вероника заглянула вглубь, а в серии работ KRASSOTA — ее взгляд устремлен вниз. Если узнать Веронику получше, сразу найдется объяснение: дело в том, что она родилась в воздухе. Этот взгляд сверху словно лишен субъективности, он выхватывает лишь то, что «просится» на картину. Мир KRASSOTы получился далеким от кричащей актуальности, то и дело фигурирующей в модных проектах, и тем значительнее звучит призыв остановиться, сосредоточится и построить собственный контекст вокруг KRASSOTы.